←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
создаваемая фирма не имеет такой базы, поэтому основой составления бизнес-плана в этом случае являются исследования рынка.
Качество плана существенно зависит от того, кто его разрабатывает. Существуют разные мнения по поводу того, кто должен разрабатывать бизнес-план. Одни считают, что это дело ру-ководителя, которому могут помочь специалисты предприятия и консультанты. Другой взгляд - надо как можно шире привлекать к составлению бизнес-плана работников предприятия, используя различные методы групповой работы. В этом случае генерируется больше идей, меньше вероятность принятия заведомо невыполнимых решений, легче будет реализовывать план по принципу: сами составляем - сами выполняем.
Конкретный путь составления плана зависит от поставленных целей, периода планирования, личности руководителя, компетенции работников предприятия, их опыта, знаний и многих других факторов.
Если предприниматель хорошо знает свое дело, свой проект, владеете информацией, то написать бизнес-план не сложно. Однако определить сравнительную ценность существующей информации представляет немалые трудности. Объективный взгляд профессионала может многое улучшить в разработанном бизнес-плане. Обычно профессионалы, не участвующие в данном проекте, помогают реально оценить положение дел, задавая вопросы, которые для предпринимателя кажутся очевидными, либо он о них просто не подумал, упустил из вида.
По мнению авторов работы, идеальным является вариант, когда бизнес-план составляет предприниматель или специалисты предприятия с привлечением консультантов. Консультанты помогают правильно расставить акценты и придать «товарный» вид бизнес-плану. Обычно важна роль консультантов при составлении финансового плана и оценки рынка сбыта продук-ции.
Большинство менеджеров рассматривают бизнес-план как необходимый документ для полу-чения денег в банке или у другого инвестора, кредитора. По этой причине предприятия, кото-рым не требуется дополнительный капитал, не составляют бизнес-план, не до конца понимая процесс бизнес-планирования, его выгоды и преимущества.
Бизнес-план может быть использован в различных ситуациях и с выгодой для различных людей - менеджеров, собственников, инвесторов.
Итак, бизнес-план необходим в следующих ситуациях:
фирме требуется капитал для дальнейшего развития. Формы привлечения капитала мо-гут быть различными. Чаще всего это является главным доводом для составления биз-нес-плана.
создается новая фирма или меняется собственник, поэтому разрабатывается стратегия развития.
бизнес-план разрабатывается во время значительных изменений
(реконструкция, покупка оборудования, переход на выпуск новой продукции и т.д.).
Если предприятие намерено использовать бизнес-план для привлечения дополнительного капитала, то необходимо:
показать, что шансы возврата денег (окупаемость инвестиций) очень велики;
внушить доверие относительно ваших управленческих способностей, а также эффек-тивности вашей команды;
показать, что имеется хороший рынок сбыта для вашего товара или услуги.
Чтобы достигнуть своих целей и получить средства, необходимо сообщить что-то интри-гующее о перспективах данного бизнеса в комбинации с хорошо подготовленным представле-нием цифр и исследований. Идея должна быть не только хороша сама по себе, но и хорошо по-дана.
Три типа людей заинтересованы в бизнес-плане: менеджеры, собственники, кредиторы. Ме-неджеры являются, как правило, создателями и исполнителями бизнес-плана. Часто забывают, что менеджеры могут получить важные преимущества от самого процесса планирования, а не только от плана. Собственники заинтересованы в составлении бизнес-плана с точки зрения пер-спектив развития фирмы. В малых фирмах менеджер может быть одновременно и собственни-ком, то есть выступать в разных ролях: как создатель плана, его исполнитель и контролирую-щий орган.
Традиционно бизнес-план разрабатывается для банков - кредиторов. В большинстве запад-ных банков, а сейчас и в наших российских банках, предоставление бизнес-плана является обя-зательным, но не достаточным условием получения кредита. Кредиторы рассматривают бизнес-план как дополнительный источник информации при принятии решений о выделении кредитов. Но кредит выдают конкретным людям.
Для всех трех указанных групп (менеджеры, собственники, кредиторы) есть общие выгоды составления бизнес-плана:
Оценка возможностей проекта или фирмы. Будет ли проект работать, принесет ли ком-мерческий и финансовый успех? Все заинтересованы в том, чтобы «ошибиться на бу-маге», гипотетически проверить возможности дол начала реального дела.
Установление целей деятельности фирмы и бюджетов. Каково общее направление раз-вития фирмы и финансовые задачи? Существует ли ясное понимание бюджета, то есть структуры и времени поступления доходов и расходов?
Определение требуемого количества денег. Сколько и каких средств требуется для вы-полнения плана?
Прогноз потока наличности - основа правильного определения заемного капитала.
Выгоды, которые получают менеджеры при составлении бизнес-плана:
Уяснение идей. Бизнес-план - итоговый документ, соединяя вместе результаты анализа, идеи и случайные мысли, он призван дать более ясное представление о желаемом по-ложении дел и о том, как его достичь;
Создание команды. Участие в разработке плана может усилить чувство сопричастности к общему делу, способствовать созданию команды единомышленников;
Практика в проведении анализа и презентации. Исследования и анализ, присущие биз-нес-планированию, также как количественный прогноз прибыли, убытков и налично-сти, широко используются на западе как инструмент обучения менеджеров. Для неко-торых будущих и настоящих менеджеров процесс составления бизнес-плана является их первым опытом рыночных исследований и бюджетного планирования. А презента-ция бизнес-плана для получения средств от банков или других инвесторов рассматри-вается как хороший опыт продажи своих товаров/услуг;
Помощь в получении денег. Хорошо составленный бизнес-план не гарантирует, но по-могает получить деньги.
Кредиторы рассматривают бизнес-план как источник информации, на основе которого они могут оценить:
Степень ликвидности и риска проекта;
Качество управления. Качество управления зачастую является более важным фактором гарантии кредита, чем осязаемые (материальные) активы фирмы.
Часто не только содержание плана, но и то как он оформлен и представлен может иметь значение при принятии решения о выделении денег.
Составляя бизнес-план, необходимо исходить из того, что кредиторам предоставляется много аналогичных планов, и что вы должны сразу захватить внимание кредиторов, за-ставить его просмотреть план до конца, а не отбросить сразу, не дойдя до рассмотрения тщательно подготовленных цифр.
1.2 Этапы составления бизнес-плана
В настоящее время бизнес-планирование широко распространено и множество источни-ков дают разнообразные примеры методик составления бизнес-планов. Эти методики, впро-чем, не имеют значительных отличий друг от друга, а отличаются лишь степенью детализа-ции описания различных составляющих. Принимая во внимание данное обстоятельство в данной работе по возможности предусмотрено сочетание достоинств всех имеющихся в рас-поряжении источников.
1.2.1 Краткое содержание
Первым разделом бизнес-плана является его краткое содержание. Не исключено, что потен-циальный партнер получит множество предложений о сотрудничестве от различных организа-ций. Поэтому первое, что он прочтет, будет краткое содержание бизнес-плана. На Западе, к примеру, венчурные капиталисты, банкиры, менеджеры получают десятки бизнес-планов, по-этому цель первого раздела - дать сжатый, короткий (1-2 страницы) обзор делового предложе-ния, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотре-нию документа.
Краткое содержание имеет и самостоятельное значение. Нередко именно этот короткий до-кумент используется при предоставлении заявки в банк или фонд на дополнительное или на-чальное финансирование.
Как правило, в этом разделе должно быть четко сказано, какая возможность для бизнеса от-крывается, в чем его привлекательность, кто будет во главе этого нового бизнеса и каковы его достоинства, как новая фирма проникнет на рынок и каковы имеющиеся здесь перспективы и т.п. Обычно данный раздел плана готовится после того, как проведена работа над всеми осталь-ными разделами, и тогда одно - два предложения из каждого раздела, несколько наиболее ярких цифр повторяются в кратком содержании бизнес-плана. Всего можно выделить следующие по-зиции данного раздела плана:
• Цели в бизнесе. Здесь следует описать, каким бизнесом вы собираетесь заниматься. Обя-зательно указывается, каким образом продукт или услуга будут способствовать удовле-творению клиентов. Коротко представляется информация о технологии, торговых секре-тах или уникальных характеристиках, которые позволят достичь лидерства в выбранной области деятельности. Эта часть должна занимать 25 слов или менее;
• Возможности для бизнеса и стратегия их реализации. Коротко описывается, какие воз-можности для бизнеса существуют, каким образом их можно использовать, представляет-ся планируемая стратегия выхода на рынок. Эта информация может быть представлена, как перечень ключевых фактов, условий, слабых мест в действиях конкурентов (таких, как инертность, плохой сервис и т.п.), тенденций в развитии отрасли и других доводов в поль-зу
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|