←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Лекция 1.
Государственная поддержка малого бизнеса.
Чем отличается предприниматель от менеджера? Предпринима-телем может быть любой, кто откроет свое дело, а менеджер - это профессиональный управляющий.
Предпринимательство - свойство, которое дается человеку.
В России 25% экономики малый бизнес.
Почему государству выгоднее иметь большой процент малого бизнеса:
1. Снимает заботу о рабочих местах.
2. Налоги (особенно местный уровень).
3. Учет требований покупателей.
4. Экономия используемых материальных ресурсов.
5. Интенсивное обновление продукции.
6. Повышается технико-технологический уровень.
7. Предприниматели находят места для инвестиций, инвестиру-ют в свои предприятия.
Предприятия берут на себя функции государства и функ-цию социальной защиты сотрудников.
Факторы, которые воздействуют на активность малого бизнеса:
1. Надежность защитного механизма.
2. Личная выгода, личный интерес.
3. Снижение степени неопределенности и риска.
4. Наличие ниши на рынке, куда предприниматель может напра-вить свою деятельность.
5. Состояние роста экономики страны.
Необходима государственная поддержка малого бизнеса. 14 июня 1995 года издан федеральный закон "о государственной поддержке малого бизнеса". Введены численные ограничения для МП:
• строительство, промышленность, транспорт - до 100 чел.
• научно-техническая сфера, с/х - до 60 чел.
• оптовая торговля - до 50 чел.
• розничная торговля - до 30 чел.
• в остальных сферах - до 50 чел.
Для сравнения в США: до 100 чел - малый бизнес, до 500 чел - средний, от 500 - до 1000 - крупный.
Доля уставного капитала, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не должна превышать 25%.
К малому предпринимательству относятся индивидуаль-ные частные предприниматели (ИЧП).
Отсюда изменения в законе "О налоге на прибыль". Поя-вились дополнения. 1 января 1996 года 227-ой федеральный за-кон:
• расширен круг МП, которые имеют 2 льготных года без нало-гов. Кроме строителей туда вошли медицина, продовольствие, с/х и т.п.
• отменены авансовые выплаты налогов;
• после 2-х летней льготы предусматривается частичное осво-бождение от налогов на 3-ий и 4-ый годы;
• более жесткая процедура исчезновения, закрытия фирм. Надо отработать не менее 5-ти лет. Если предприятие закрывается ра-нее, то описывается имущество, и государство отбирает сумму налоговой льготы;
• введено косвенное стимулирование малого бизнеса. Если банк предоставляет кредиты малому бизнесу до 50% своих возможно-стей, то банку снижаются налоги (с 35% до 8%). Если страховая компания не менее 50% получила от малого бизнеса, то тоже ос-вобождается от налогов.
Для малого бизнеса с численностью до 15 человек введен "закон об упрощенной системе налогообложения". Вместо суммы различных налогов вводится единый налог. Либо это налог на валовую выручку - 10% (6,67% в мест. и 3,33% в федер.), либо налог на прибыль (валовый доход) - 30% (20% в местн. и 10% в федер.).
Упрощенной системой налогообложения не могут поль-зоваться фирмы, выпускающие подакцизные товары (они входят в специальный реестр МинФина).
Виды партнеров:
• официальный (известный, активный);
• активный (м.б. неофициальными);
• пассивный (-//-);
• тайный (предприниматель не говорит о нем, активный);
• номинальный (партнер по принуждению);
• субпартнер (партнер - партнеру).
Лекция 2.
Формы льготного предпринимательства:
1) Ассоциации малого бизнеса (при префектурах).
Это добровольные группировки. Имеют свой банк. Соот-ветственно имеют льготное кредитование. Приоритетными для банка являются: члены ассоциации, постоянные клиенты банка, предприятия, занимающиеся программами развития малого биз-неса.
Не все хотят попасть в ассоциацию, т.к. есть отчисления, обязательства.
2) Для научно-технического малого бизнеса: "Технопарки".
Создается набор дорогостоящих основных средств. Предприятия, входящие в эту структуру, арендуют их на время и т.д.
3) Бизнес-инкубаторы.
Создаются готовые офисы. Предприниматель составляет бизнес-план. Этот бизнес-план обсуждается. Предоставляется офис. Смысл: поддержка бизнеса на первых порах.
4) Франчайзинг. (франшиза - льгота)
Контрактное взаимодействие между франчайзером (глав-ным предприятием) и франчайзингом (франчайзи) (предприяти-ем-оператором). Предприятие-оператор является собственником. Фирма-франчайзер передает технологии и методики, а также то-варный знак.
Франчайзер (у него более 1000 операторов) через пред-приятия-операторы делает свою рекламу, имидж и т.д.
Франчайзер передает:
• символику и товарный знак;
• технологию;
• проводит обучение;
• помощь специалистов по маркетингу, по учету, по дизайну и т.п.
Оператор:
• должен иметь приличные начальные средства;
• не допускается нарушение внешнего вида;
• не допускает изменение технологии (даже по количеству че-ловек);
• обязательства выплачивать с объема продаж определенный процент;
• выделение средств на рекламу - 4% от объема продаж.
Недостатки:
• двойной учет (франчайзер и оператор);
• оператору запрещено заниматься диверсификацией.
Франчайзер разрабатывает пакет льготного предприни-мательства. В нем рассматриваются:
1. Факторы размещения (характер улиц, транспортные потоки, окружающую среду, учет местных условий, что находится ря-дом).
2. Технологические факторы.
3. Факторы обучения.
4. Разработка пособий для операторов (рассказ о системе, о ви-дах оборудования).
Основные этапы создания фирмы.
1. Подбор предпринимательской команды.
2. Выбор вида деятельности, формы собственности.
3. Определение рынка для фирмы, местоположение, торговые зоны, расходы и т.п.
4. Источники финансирования фирмы, потребители.
5. Организация фирмы.
SWOT - анализ
Возможности, Преимущества
внешняя среда (наши) (сила)
Внешняя среда Внутренняя среда
Угрозы, опасность Слабость,
со стороны внеш- недостатки
ней среды
6. Составление учредительных документов.
Учредительный договор - свод правил, условий, регули-рующих отношения участников при ведении бизнеса.
Устав - свод правил, условий, регулирующих отношения с внешними организациями и т.п. и включается часть из учреди-тельного договора.
Учредительный договор:
1. наименование предприятия;
2. правовое положение;
3. юридический адрес;
4. величина уставного капитала;
5. описание участников общества;
6. учредители и их доля в уставном капитале;
7. виды деятельности;
8. полномочия партнеров;
9. описание схемы использования доходов (валового дохода, прибыли);
10. описание схемы деления убытков;
11. правила передачи своей доли третьему лицу;
12. правила выхода из общества;
13. процедура внесения изменения в устав и уставного фонда (на общем собрании);
14. перечень вопросов, требующих единогласного решения (во-прос ликвидации) ;
15. перечень вопросов, требующих большинства;
16. описание процедуры ликвидации.
Лекция 3.
Устав:
1. реквизиты фирмы;
2. уставной капитал, доли каждого участника;
3. виды деятельности;
4. полномочия;
5. описание схемы использования доходов;
6. передача доли;
7. выход;
8. каким образом составляется отчетность;
9. вопросы аудита;
10. структура управления, описание высших органов управления (права и обязанности генерального директора, общего собрания);
11. основные должностные лица и их функции;
12. состав, функции, график деятельности ревизионной комиссии;
13. внешнеэкономическая деятельность;
14. процедура изменения устава;
15. процедура ликвидации.
Сравнительный анализ преимуществ и недостатков мало-го бизнеса.
Преимущества:
1. Мобильность и гибкость управления фирмой.
2. Малый управленческий персонал.
3. Простые организационные связи.
4. Высокая квалификация персонала.
5. Быстрая, высокая восприимчивость к новшествам.
6. Учет местных условий и особенностей.
7. Использование сфер, которые невыгодны крупному предпри-нимательству.
Недостатки:
1. Ограниченность ресурсов всех видов.
2. Большая зависимость от рыночной конъюнктуры.
3. Слабые кредитные возможности.
4. Подчинение целям крупного производства.
5. Перегрузка рабочей недели.
6. Хуже возможности
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|