Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Малое предпринимательство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство образования Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра государственного и муниципального управления

Малое предпринимательство в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург

2005 г.

Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге

I. Введение

Настоящая Концепция разработана в рамках реализации «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», утвержденной 19.12.2001 года на заседании Государственного Совета Российской Федерации, направлена на актуализацию ее основных положений на территории Санкт-Петербурга, с учетом региональной специфики экономики, особенностей социально – экономического развития города, достигнутого уровня развития малого предпринимательства, и определяет политику исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере развития данного сектора экономики.

Концепция нацелена на создание системы критериев, определяющих понятие малого предприятия для применения в законодательной и правоприменительной практике, уточнение целей политики исполнительных органов государственной власти;

Формирование единого комплексного подхода к решению проблем развития малого предпринимательства со стороны органов законодательной и исполнительной власти Санкт-Петербурга, территориальных органов федеральных ведомств, саморегулируемых общественных организаций предпринимателей, общественных объединений граждан, средств массовой информации, субъектов базовых отраслей промышленности и крупного бизнеса;

Определение приоритетов, правовых, организационных и финансовых инструментов государственной поддержки малого предпринимательства с участием средств бюджета Санкт-Петербурга, а также определение сфер деятельности, развитие которых осуществляется исключительно за счет рыночных механизмов и средств предпринимателей;

Систематизацию мер государственной поддержки малого бизнеса с точки зрения максимальной эффективности расходования бюджетных средств.

Общие положения

Уровень развития малого предпринимательства является одним из важнейших показателей социальной ориентации современной рыночной экономики. Малое предпринимательство в Российской Федерации за 15 лет своего развития заняло определенное место в национальной экономике. В России действует 880 тысяч малых предприятий и более 4 млн. предпринимателей без образования юридического лица, на их долю малых приходится около 12% ВВП и около 8 млн. рабочих мест.

Малый сектор российского бизнеса уже выполняет свою социально – экономическую роль. С его помощью решаются ключевые проблемы экономики: количественно насыщен рынок продовольственных и промышленных товаров, развивается свободная конкуренция в сфере торговли, услуг, промышленного производства. Созданы определенные (начальные) условия для самореализации в бизнесе наиболее активной части населения.

В тоже время в странах ОЭСР малые предприятия выполняют не вспомогательную функцию, а являются реальной основой экономики, производя 50-60% ВВП, обеспечивая 50-80% занятости. Их доля в производстве инноваций составляет 55%, в экспорте – 25%. Малые предприятия в ОЭСР сосредоточены в производстве услуг (25%), розничной торговле (24%), строительстве (16%) и промышленном производстве (12%).

Количество малых предприятий на 1000 человек в странах ОЭСР составляет 50-70 предприятий со среднегодовыми темпами роста 3,4%.

Для сравнения в Российской Федерации на 1000 жителей – 5,6 предприятий.

Малый бизнес, имея меньшие издержки, создает на одного занятого около 40 000 долларов в год, что в 2 раза превышает показатели крупных компаний.

Во всех экономически развитых странах существует система мер, направленных на поддержку малого предпринимательства. Однако безапелляционная ориентация на показатели экономически развитых стран, из-за несопоставимости критериев малого предпринимательства и условий хозяйственной деятельности предприятий, и слепое копирование применяемых форм и методов работы может привести и приводит к существенному искажению государственной политики в сфере развития этого сектора экономики и ошибочному определению места и роли малого бизнеса в экономической жизни российского общества.

Опыт Российской Федерации по совершенствованию мер государственной поддержки малого предпринимательства формировался на основе именно такого, поверхностного подхода, нашедшего свое отражение в единственном базовом документе – Федеральном Законе от 14.06.95 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», что привело к однобокой, малоэффективной политике, направленной, в основном, на развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса за счет государственных средств.

Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства стало практически самоцелью государственных программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Через федеральный и региональные фонды поддержки предпринимательства, агентства, консалтинговые структуры проходили значительные бюджетные средства, выделенные государством на развитие малого бизнеса, и стимулирующие не столько сам бизнес, сколько организации самой инфраструктуры.

Анализ федеральных и региональных программ государственной поддержки малого предпринимательства показывает, что мероприятия, предусмотренные этими программами и финансируемые за счет государственного бюджета направлены, в основном, на обучение и консультирование предпринимателей, изучение их проблем, информационное обеспечение, издание справочной литературы, проведение различных семинаров, конференций и форумов, создание и поддержку новых организаций инфраструктуры поддержки и т.д.

Единственный раздел всех программ - «Финансово – кредитная поддержка», который действительно интересует предпринимателей, как правило, представлен набором мероприятий поддержки финансового сектора инфраструктуры, а не самих предприятий, либо финансированием отдельных проектов, социальная значимость которых определяется самими исполнителями. Так в Санкт-Петербурге за 2002 – 2003 годы на развитие финансово-кредитной поддержки направлено из бюджета 69,8 млн. рублей, а на реальное кредитование малых предприятий, т.е. создание гарантийного фонда, всего 5 млн.рублей. Однако, контроль целевого использования этих средств (гарантии именно малым предприятиям) затруднен в связи с тем, что эти средства находятся вне государственной собственности.

В тоже время основные положения данного Закона, направленные на реальное улучшение условий предпринимательской деятельности, а именно: - введение для малых предприятий 15% квоты участия в государственном заказе;

- четырехлетний мораторий на сохранение действующего налогового режима, в случае ухудшения финансового положения предприятия при изменении налогового законодательства;

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставление государственной статистической и бухгалтерской отчетности, повсеместно не исполняются на протяжении многих лет. Малые предприятия в настоящее время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов.

Однако эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования развития бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, тарифов на услуги естественных монополистов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.).

Специальные налоговые режимы позволяют малым предприятиям только выживать. Развитие малых предприятий осуществляется, в большинстве случаев, за счет средств теневого оборота, объем которого, по экспертным оценкам, составляет до 70% выручки предприятий. Эффективность государственной поддержки малого предпринимательства самими предпринимателями оценивается следующим образом: по данным исследований 80% опрошенных предпринимателей считают, что малому бизнесу необходима государственная поддержка, 60% - уверены, что ни федеральные, ни региональные, ни муниципальные органы власти не заинтересованы в развитии этого сектора экономики, 54% -считают эффективность господдержки низкой или равной нулю. При этом многие предприниматели считают, что главная задача государства состоит в том, чтобы не вмешиваться в дела бизнеса, не мешать развиваться, принимая непродуманные решения.

Причина сложившейся ситуации в том, что государственная политика в области малого предпринимательства, а соответственно и меры по ее реализации, разрабатывались без четкого определения социально – экономического статуса малого бизнеса, как сектора экономики и сферы человеческой деятельности, без учета российской специфики и менталитета, без определения понятной политической цели.

Отсутствие единого методологического подхода к проблеме развития малого бизнеса в полной мере подтверждается несовершенной системой критериев малого предпринимательства, отражающей только формальные признаки и количественные

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»