Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Малые предприятия

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


__________МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТРУДНОСТИ РОСТА__________

А. ВИДЕ ИСКИ И, кандидат экономических наук, заведующий сектором ИЭ РАН

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В реформировании российской экономики еще со времен пере¬стройки малые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по¬чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня ча¬стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко¬личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос¬ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ¬водят 12% ВВП и дают '/ч всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут¬ренних возможностях развития малого предпринимательства.

В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак¬тически во всех сферах российской экономики. По официальным ста¬тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчи¬тывалось 877 тыс. малых предприятий, на которых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятельность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).

В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и количества за¬нятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. про¬изошло уже снижение их числа на 2,2%.

Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо критически рассмотреть некоторые стра¬ницы их "новейшей истории".

Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне

30

______________Этапы развития малого предпринимательства в России

Таблица 1 Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)

Отраслевая структура числа МП Отраслевая структура пол¬ной численности занятых на МП . Структура произ¬водства продук¬ции (работ, ус¬луг) по основным отраслям МП

Промышленность 14,6 24,0 20,0

Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3

Лесное хозяйство 0,05 0,05

Транспорт и связь 2,3 2,2

Строительство 16,6 29,9 16,3

Торговля и общественное

питание 42,7 24,6 50,5

Материально-техническое

снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0

Информационное обслужи-

вание 0,8 0,5 0,2

Общая коммерческая

деятельность 4,8 3,9 2,5

Прочая деятельность в ма-

териальном производстве 1,5 1,4 0,7

Бытовые услуги, жилищ-

ное хозяйство 1,8 1,1 3,3

Здравоохранение, спорт,

социальное обеспечение 1,9 1,3 0,1

Народное образование 0,9 1,0 0,04

Культура и искусство 0,9 0,7 0,06

Наука и научное обслужи-

вание 5,6 5,3

Финансы, пенсионное

обеспечение 1,3 0,9

Прочие 1,05 3,15

Таблица 2 Региональная структура малого предпринимательства (в "/а)

Экономические районы Доля в общем числе МП

Центральный, 30,5

в том числе Москва 20,0

Северный 2,9

Северо-Западный 9,6

Волго-Вятский 2,9

Нейтрально-Черноземный 2,7

Поволжский 9,6

Северо-Кавказский 9,8

Уральский 10,6

Западно-Сибирский 10,5

Восточно-Сибирский 5,2

Дальневосточный 5,0

А. Виленский________________________________________________________________

вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже¬та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло¬вили отношение ветеранов к данному периоду как к "золотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы¬строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де¬фицитных товаров широкого потребления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, об¬щественного питания и пр.

Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предпри¬ятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управля¬емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминаль¬ного и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заклю¬чается в том, что средства, накапливаемые в малом предприниматель¬стве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключе¬нием практически навсегда уходили из сферы накопления и не ис¬пользовались для развития национального производства и его инфра¬структуры.

Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про¬цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся¬чески поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко¬оперативного движения. И разгосударствление, и обучение широких масс населения основам предпринимательства происходили через раз¬витие кооперации и малого бизнеса.

Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения ре¬форм сверху, в жестко-унитарных традициях, с опорой исключитель¬но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цент¬рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых доходов от разницы между фиксированными ценами госсекто¬ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти¬ровать деятельность МП, использовать рычаги налогообложения на¬талкивались на явную недееспособность государственного аппарата.

Необходим был кардинально иной экономический курс, кото¬рый воплотился уже в новой России в реформах типа шоковой тера¬пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого предпринимательства.

1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы¬сокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприя¬тий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Этот факт носит фено¬менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа¬ция цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансо¬вую базу малого предпринимательства. Бурная инфляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с другой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это

32

_______________________Этапы развития малого предпринимательства в России

вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре¬одоленный до сих пор.

Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличению числа малых предприятий стала тогда сфера науки и научного обслуживания. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй¬ства увеличилось в 3,1 раза. Затем следуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун¬кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на¬родного образования (2,8 раза).

В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предпринимательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе¬ре материального производства.

По широко распространенному мнению, модель шоковой тера¬пии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст¬ва. Но следует признать, что в условиях активизации рыночных ре¬форм МП продемонстрировали и свои позитивные возможности. Важ¬нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци¬альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предос¬тавление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.

Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду перестройки, в сфере МП стала образовы¬ваться нормальная конкурентная проры ночная среда, характеризующа¬яся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Сказанное, правда, не озна¬чает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.

Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель¬ства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо¬приятные условия для любой торговой деятельности.

Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовавшихся ажиотажным спросом у российс¬кого

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»