←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
__________МАЛЫЙ БИЗНЕС: ТРУДНОСТИ РОСТА__________
А. ВИДЕ ИСКИ И, кандидат экономиче¬ских наук, заведующий сектором ИЭ РАН
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
В реформировании российской экономики еще со времен пере¬стройки ма¬лые предприятия (МП) взяли на себя роль создателя по¬чвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня ча¬стный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему вре-мени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем ко¬личестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимос¬ти основных средств экономики России и 14% числа занятых, произ¬водят 12% ВВП и дают '/ч всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внут¬ренних возможностях развития малого предпринима¬тельства.
В 90-е годы стабильно росла доля МП в общем объеме ВВП. Это - весомый факт, особенно на фоне продолжающегося спада прак¬тически во всех сферах российской экономики. По официальным ста¬тистическим данным Госкомстата РФ, на 1.01.1996 г. в России насчи¬тывалось 877 тыс. малых предпри-ятий, на ко¬торых было занято 8,9 млн. человек (по среднесписочному составу), а с учетом вторичной занятости - 13,8 млн. человек. В отраслевой структуре доминирует торгово-посредническая деятель-ность, а в региональной структуре -Центральный экономический район с ядром в Москве (табл. 1, 2).
В развитии малого предпринимательства за последние 1-2 года наметились кардинально новые тенденции, выразившиеся в первую очередь в существенном замедлении темпов роста числа малых предприятий. Если в начале 90-х годов для динамики развития МП был характерен устойчивый рост как их числа, так и ко¬личества за¬нятых при среднегодовых значениях приростов на уровне около 80%, то в 1994 г. прирост числа МП составил лишь 4%, а в 1995 г. про¬изошло уже снижение их числа на 2,2%.
Для углубленного понимания нынешней ситуации с развитием российских МП необходимо крити-чески рассмотреть некоторые стра¬ницы их "новейшей истории".
Российское малое предпринимательство в своем становлении за последние десять лет уже прошло два этапа и находится накануне
______________Этапы развития малого предпринимательства в России
Таблица 1 Отраслевая структура малого предпринимательства (в %)
Отраслевая структура числа МП Отраслевая структура пол¬ной численности за-нятых на МП . Структура произ¬водства продук¬ции (работ, ус¬луг) по основным от-раслям МП
Промышленность 14,6 24,0 20,0
Сельское хозяйство 1,1 0,8 0,3
Лесное хозяйство 0,05 0,05
Транспорт и связь 2,3 2,2
Строительство 16,6 29,9 16,3
Торговля и общественное
Питание 42,7 24,6 50,5
Материально-техническое
Снабжение и сбыт 1,8 1,3 6,0
Информационное обслужи-
Вание 0,8 0,5 0,2
Общая коммерческая
Деятельность 4,8 3,9 2,5
Прочая деятельность в ма-
Териальном производстве 1,5 1,4 0,7
Бытовые услуги, жилищ-
ное хозяйство 1,8 1,1 3,3
Здравоохранение, спорт,
Социальное обеспечение 1,9 1,3 0,1
Народное образование 0,9 1,0 0,04
Культура и искусство 0,9 0,7 0,06
Наука и научное обслужи-
Вание 5,6 5,3
Финансы, пенсионное
Обеспечение 1,3 0,9
Прочие 1,05 3,15
Таблица 2 Региональная структура малого предприниматель¬ства (в "/а)
Экономические районы Доля в общем числе МП
Центральный, 30,5
в том числе Москва 20,0
Северный 2,9
Северо-Западный 9,6
Волго-Вятский 2,9
Нейтрально-Черноземный 2,7
Поволжский 9,6
Северо-Кавказский 9,8
Уральский 10,6
Западно-Сибирский 10,5
Восточно-Сибирский 5,2
Дальневосточный 5,0
А. Вилен¬ский________________________________________________________________
вхождения в новый, четвертый, этап. Первый и наиболее яркий из них наблюдался еще в условиях быв-шего СССР в конце 80-х годов. Огромные льготы всех видов, в том числе за счет средств госбюдже¬та, в целом более благоприятное положение дел в экономике обусло¬вили отношение ветеранов к данному периоду как к "зо¬лотому веку" малого предпринимательства. Действительно, происходило очень бы¬строе и легкое накопление капиталов, развивались производство де¬фицитных товаров широкого потреб-ления и сфера всевозможных и столь же дефицитных тогда бытовых услуг, розничной торговли, об¬щественного питания и пр.
Изнанкой "золотого века" было, однако, то, что малые предпри¬ятия выпол¬няли роль канала пере-качки ресурсов командно-управля¬емых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминаль¬ного и просто криминального псев¬дорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой пере¬качки заключалось и заклю¬чается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринима-тель¬стве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим ис¬ключе¬нием практически навсегда ухо-дили из сферы накопления и не ис¬пользова¬лись для развития национального производства и его инфра¬структуры.
Конечно, в развитии МП имели место не только негативные про¬цессы. В годы перестройки малый бизнес включился в общий, вся¬чески поддерживаемый правительством процесс бурного развития ко¬оперативного движения. И разгосу¬дарствление, и обучение широких масс населения основам предпри-нимательства происходили через раз¬витие кооперации и малого бизнеса.
Однако нельзя не заметить, что "золотой век" малого бизнеса и вменяемые ему функции ускорите-ля реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических пре-образований, а точнее - с неудачной попыткой проведения ре¬форм сверху, в жестко-унитарных традици-ях, с опорой исключитель¬но на аппарат государственной власти и управления. Попытки цент¬рального правительства как-то ограничивать возможности получения дутых дохо¬дов от разницы между фиксиро-ванными ценами госсекто¬ра и свободными ценами негосударственных предприятий, регламенти¬ровать деятельность МП, использо¬вать рычаги налогообложения на¬талкивались на явную недееспособность госу¬дарственного аппарата.
Необходим был кардинально иной экономический курс, кото¬рый вопло¬тился уже в новой России в реформах типа шоковой тера¬пии. Начался новый, второй, этап и в развитии российского малого пред-принимательства.
1992 год - год шоковой терапии - характеризовался самыми вы¬сокими с се¬редины 80-х годов тем-пами роста числа малых предприя¬тий (в 2,1 раза) и чис¬ленности занятых в них. Этот факт носит фено¬менальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализа¬ция цен и введение налогового прес-синга сильно подорвали финансо¬вую базу малого предпринимательства. Бурная ин¬фляция привела, с одной стороны, к обесценению сбережений населения, а с дру¬гой - к резкому увеличению процентных ставок банковского кредита. Это
_________Этапы развития малого предпринимательства в Рос¬сии
вызвало настоящий паралич инвестиционной деятельности, не пре¬одоленный до сих пор.
Статистические данные показывают, что абсолютным лидером по увеличе¬нию числа малых пред-приятий стала тогда сфера науки и научного обслужива¬ния. В ней число малых предприятий возросло в 3,4 раза. Количество малых предприятий в сфере сельского хозяй¬ства увеличилось в 3,1 раза. Затем сле-дуют материально-техническое снабжение и общая коммерческая деятельность по обеспечению фун¬кционирования рынка (2,9 раза). К ним тесно примыкает сфера на¬родного образования (2,8 раза).
В то же время в 1992 г. в общей структуре российского малого предприни¬мательства произошло резкое уменьшение доли МП в сфе¬ре материального про¬изводства.
По широко распространенному мнению, модель шоковой тера¬пии была ма¬локонструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого предпринимательст¬ва. Но следует признать, что в ус¬ловиях активизации рыночных ре¬форм МП продемонстрировали и свои пози¬тивные возможности. Важ¬нейшими функциями МП в условиях шоковой терапии стали соци¬альное демпфирование, обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса че-рез самозанятость, предос¬тавление воз¬можности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной за¬нятости) средств к существованию.
Вместо своего рода кормушки с сильным криминальным оттенком, что было присуще периоду пе-рестройки, в сфере МП стала образовы¬ваться нормаль¬ная конкурентная проры ночная среда, характери-зующа¬яся борьбой малых пред¬приятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия то-варов и услуг. Сказанное, правда, не озна¬чает, что криминальные структуры оставили малый бизнес в покое.
Феноменальный рост числа МП в 1992 г. имеет свое объяснение. Бурное развитие торгово-посреднического малого предприниматель¬ства стало ответной реакцией на подрыв первоначальной фи-нансовой базы. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССР и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благо¬приятные условия для любой торговой деятельно¬сти.
Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое пред¬принимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и не очень качественных (типа продукции китайского производства), но пользовав¬шихся ажиотажным спросом у российс¬кого потребителя. Быстрая
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|