←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
- 26 -
3 ОБЩАЯ КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выжи-
вать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко воз-
росло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей
среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя,
возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глоба-
лизация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для
бизнеса, открываемых достижениями науки и техники, развитие ин-
формационных сетей, делающих возможным молниеносное распростране-
ние и получение информации, широкая доступность современных тех-
нологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других
причин привели к резкому возрастанию значения стратегического уп-
равления.
Однако стратегии, единой для всех компаний, не существует,
так же как и не существует единого универсального стратегического
управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и про-
цесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как зави-
сит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциа-
ла, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара
или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и
еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагаю-
щие моменты, позволяющие говорить о некоторых обобщенных принци-
пах выработки стратегии повеления и осуществления стратегического
управления.
3Суть стратегического управления заключается 0 1в том что в орга-
1низации, с одной стороны, существует четко организованное комп-
1лексное стратегическое планирование, с другой, структура управле-
1ния фирмой адекватна "формальному" стратегическому планированию и
1построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии
1для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов
1реализации этой стратегии через систему планов.
1Стратегическое управление связано с 0 _постановкой целей . органи-
зации и _с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей
_средой ., которые позволяют ей добиваться поставленных задач и со-
- -
ответствуют ее внутренним возможностям. Потенциал, который обес-
печивает достижение целей организации в будущем, является одним
из конечных продуктов стратегического управления.
Другим конечным продуктом стратегического управления являет-
ся внутренняя структура и организационные изменения, обеспечиваю-
щие чувствительность организации к переменам во внешней среде.
Потенциал организации и стратегические возможности определяются
ее архитектоникой и качеством персонала.
Наряду с явными преимуществами 1 стратегическое управление
1имеет ряд недостатков и ограничений на использование, 0которые
указывают нате, что и этот тип управления, равно как и все дру-
гие, не обладает универсальностью применения в любых ситуациях и
для решения любых задач.
_Во-первых, . стратегическое управление уже в силу своей сущ-
ности не дает да и не может дать точной и детальной картины буду-
щего.
_Во-вторых, . стратегическое управление не может быть сведено к
набору рутинных процедур и схем.
_В-третьих, . требуются огромные усилия и большие затраты вре-
мени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществлять-
ся процесс стратегического управления.
_В-четвертых, . резко усиливаются негативные последствия ошибок
стратегического предвидения.
_В-пятых, . при осуществлении стратегического управления зачас-
тую основной упор делается на стратегическое планирование. На са-
мом же деле важнейшей составляющей стратегического управления яв-
ляется реализация стратегического плана.
Таким образом 1деятельность по стратегическому управлению
1направлена на 0 _обеспечение стратегической позиции ., которая обеспе-
чит длительную жизнеспособность организации в изменяющихся усло-
виях. 1Его задачи состоят 0 в том, чтобы _выявить необходимость и
_провести стратегические изменения в организации; создать органи-
_зационную архитектонику, способствующую стратегическим изменени-
_ям; подобрать и воспитать кадры, способные провести стратегичес-
_кие изменения.
1Стратегическое управление можно рассматривать как динамичес-
1кую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов,
1логически вытекающих (или, следующих) один из другого. 0Однако су-
- -
ществует устойчивая обратная связь и соответственно обратное вли-
яние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это
является важной особенностью структуры стратегического управле-
ния. Рассмотрим вкратце содержание каждого из пяти процессов
( 2рис.10).
L(+)
┌─────────────┐ ┌─────────────┐
│ Определение │ │ Определение │
│ миссии ├┤ и выбор │
│ и целей │ │ стратегии │
└─────A───────┴╥════════╥┴───────A─────┘
│ ║ АНАЛИЗ ║ │
│ ║ СРЕДЫ ║ │
┌─────V───────┬╨════════╨┬───────V─────┐
│ Оценка и │ │ │
│ контроль │ │ Выполнение │
│ выполнения ├┤ стратегии │
│ стратегии │ │ │
└─────────────┘ └─────────────┘
2Рис. 0 21: 0 1Схема стратегического управления 0.
_ 2Анализ среды. . 0 Анализ среды обычно считается исходным процес-
сом стратегического управления, так как обеспечивает базу для оп-
ределения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий
поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих це-
лей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: 1) макро-
окружение; 2) конкурентная среда; 3) внутренняя среда.
_Анализ макроокружения .включает изучение влияния таких компо-
нентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и
управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; со-
циальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и
технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.
_Конкурентная среда . анализируется по ее пяти основным состав-
ляющим: конкуренты внутри отрасли; покупатели; поставщики; потен-
циальные новые конкуренты; производители возможной замещающей
продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции
ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возмож-
- -
ностей.
Анализ _внутренней среды . вскрывает те внутренние возможности
и тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурент-
ной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет
лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать мис-
сию. Исключительно важно всегда помнить, что организация не толь-
ко производит продукцию для окружения, но и обеспечивает сущест-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|