Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Организация франчайзинговой системы в бизнесе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Скачать реферат


Организация франчайзной системы в бизнесе

Франчайзер - владелец торговой марки, товаров, услуг. Он продает права на свою собственность.

Франчайзи - покупатель

Франшиза - предмет договора купли/продажи

Франчайзинг - общее название взаимоотношений

Для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных услугах.

Первым примером франчайзинга в США можно считать законодательное предоставление прав частному бизнесу в таких сферах, как железные дороги и банки. Полученное от правительства исключительное право давало стимул ча-стному бизнесу вкладывать значи¬тельные капиталы в развитие этих пред¬приятий, хотя в данном случае и сохра¬нялся определенный государственный контроль за работой железных дорог и банков. При этом предоставлялись оп¬ределенные привилегии тем, кто мог обеспечить требуемые услуги. Напри¬мер, передача права на землепользова¬ние лицу, которое обеспечит снабжение ар-мии, или передача полномочий опре¬деленному лицу на сбор налога от име¬ни правительства.

Таким образом, частный бизнес на этом позволил относительно быстро и ка-чественно развивать предприятия разных сфер услуг без привлечения госу¬дарственных средств.

Еще более интересные примеры ис¬пользования франчайзинга частным би¬знесом были в 50–х годах XIX столетия, когда в США были предоставлены ис-ключительные права изготовителям. В это время ряд крупных предприятий, на-пример, компания Зингер, франчайзируют право на продажу своих изделий (швейных машин) по всей территории США. В то время покупка такого обору¬дования в магазине была необычной и домохозяйки скептически отнеслись к механическому оборудованию. К тому же их мужья должны были вы¬ложить большую сумму за бесполезную в их понимании вещь, имеющую только одно достоинство облегчение труда их жен. Единственный способ про¬дажи такого товара—это агрессив¬ный продавец, способный принести товар прямо к покупа-телю и показать чу¬деса, которые эта машина может тво¬рить. Поскольку денег у компании для найма продавцов не было, молодой Зин¬гер придумал систему, когда независи¬мые продавцы (дилеры) могли купить право на продажу швей-ных машин на определенной территории. Дилеры пла¬тили 60 долларов за ма-шину, а прода¬вали за 125 долларов. В течение нес¬кольких лет сотни дилеров стали бога¬тыми людьми.

Одна из первых успешных франчайзинговых систем была применена ком¬панией General Motors. В 1898 году мо¬лодая компания, не имеющая достаточ¬но наличного капитала, необходимого для открытия магазинов, начала прода¬жу паровых двигателей через систему дилеров. Эта система по сей день оста¬ется основным способом продажи авто¬мобилей. Одними из первых франчайзеров оказались владельцы магазинов по про¬даже велосипедов и магазинов по про-даже промышленных товаров.

Во многих странах особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США зако¬на о товарном знаке. Предприятие–про¬изводитель продукции, работ или услуг, имевшее среди конкурентов свои инди¬видуальные особенности, дос-таточно высокую репутацию качества обслужи¬вания. на определенных услови-ях приоб¬ретало товарный знак (торговую мар¬ку). Владельцем товарного знака могли быть выданы лицензии другим фирмам на определенный отрезок време-ни, в течение которого владелец контролирует качество товаров или услуг, продавае¬мых под его товарным знаком.

Продажа другим предприятиям права ни использование своего товарного знака под разносторонним контролем и под защитой закона позволяла вла¬дельцу расширить границы своего биз¬неса без больших капитальных и теку¬щих затрат.

Постепенно на этой основе стали складываться определенные пра¬вила ве-дения дел владельца товарного знака (франчайзера) с предприятиями, кото-рые приобрели лицензии на их ис¬пользование (франчайзи), т. е. складыва¬лись отношения франчайзинга.

Развитие сети предприятий, работаю¬щих по системе франчайзинга, имело и свои проблемы. Большая часть их бы¬ла связана с тем, что некоторые фран-чайзеры стремились продать больше ли¬цензий франчайзи, чем позволяли увеличить объ¬емы продаж товаров и услуг населе¬нию, а также возможности обучения и помощи франчайзи.

Ошибки, совершаемые франчайзерами по отношению к франчайзи, пери¬одически приводили к судебным разбирательствам, привлекая таким образом, внимание администрации и органов местной власти. В результате принимав¬шиеся в 60–е и 70–е годы нормы законо¬дательства касались проблем фран-чай¬зинга в конкретных отраслях промыш¬ленности, например, в автомобильной и автосервисе.

В настоящее время в практике бизнеса гораздо меньше злоупотреблений, связанных с франчайзингом, и он является основой многих предприятий.

Одним из наиболее наглядных и убе¬дительных примеров развития и станов¬ления франчайзинговой системы являет¬ся деятельность всемирно известной фирмы МакДональдс, которая в на¬стоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быст¬рого обслуживания.

Успех МакДональдса определила, в первую очередь, фанатичная вера в идею обеспечения высокого уровня ка¬чества обслуживания. В то время, когда другие франчайзеры просто дублирова¬ли основные направления своего бизне¬са. компания МакДональдс последо¬вательно улучшала каждый аспект своей деятельности.

Когда в конце 40–х годов братья Ри¬чард и Морис МакДональды, владель¬цы небольшого придорожного кафе за¬думались над тем, как улучшить обслу¬живание своих клиентов и, естественно, увеличить доход, они нашли удачный способ: сократили число позиций в ме¬ню до трех блюд, стандартизировали тех-нологию на основе конвейерной сис¬темы и унифицировали рецептуру орга¬низации приготовления блюд. Напри¬мер, гамбургеры весили ровно 1,6 унции и содержали не более 19 % жира. Служа¬щие были одеты в накрахмаленные бе¬лые рубашки и выполняли один вид ра¬боты: одни снимали гамбургеры со ско¬вородки, другие макали их в кипящее масло и так далее. Подобная организа¬ция повысила эффективность и снизила затраты. Единообразие МакДональдс соз-дало новое поколение клиента, кото¬рый точно знал, что где бы он ни был, вез-де у МакДональдса прекрасное и быстрое обслуживание и привычный ассор-тимент блюд. Аналогичные пред¬приятия быстрого обслуживания стали появ-ляться в большом количестве. Каждый из этих бизнесменов имеет свою торго-вую марку, которую поддерживает по всей созданной сети франчайзинга. Мно-гие бизнесмены, поняв и приняв это направ¬ление бизнеса, стали присоеди-няться к нему.

Наивысший подъем в развитии фран¬чайзинга продолжался на протяжении последующих десятилетий до конца 80–х годов. В 1984 году почти треть объе-ма продажи во всех магазинах США (около 500 млрд. долларов)—была реали-зова¬на через франчайзинговые фирмы.

Франчайзинг создает 13 % националь¬ного богатства в валовом националь¬ном продукте—это в три раза больше, чем торговля автомобилями. Как рабо¬тодатель франчайзинг представляет свыше 7 миллионов рабочих мест. При¬чем очень много из них для неквалифи¬цированных рабочих, которые не имели дру-гой возможности найти работу. По данным министерства торговли США реали-зация товаров и услуг компания¬ми, работающими по системе франчайзинга, возрастает на 10 % ежемесячно в течение последних 12 лет. Эта тенденция должна сохраниться и после 2000 года, когда половина всей розничной торгов-ли будет приходиться на долю франчайзинга. Франчайзинг доказал свою высо-кую эффективность и жизнеспособность и в условиях экономического спада середины 70–х годов. Тем более прочным и утвержденным является положе-ние франчайзинговых компаний с начала 80–х годов, когда в период президент¬ства Р. Рейгана США переживали подъ¬ем экономики. В американской литера¬туре приводились такие статистические данные: в эти годы в США каждые 6,5 минуты открывалось франчайзинговое предприятие.

Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу, чтобы пустить ростки на дру¬гих рынках. Многие компании продали свои франшизы в других странах., а некоторые из них быстрыми темпами рас-пространяют свою международную сеть.

В настоящее время более 35 % американских фирм и их франчайзи владеют более чем 32 000 торговыми предприятиями других странах.

Бурное развитие франчайзинга наблюдается в Канаде, Западной Европе, го-сударствах восточного региона (бывший социалистический лагерь), Австралии, странах региона Карибского моря. Франчайзеры из других стран, в свою оче-редь, присматриваются к рынку США. По–видимому, международный франчай-зинг в ближайшее время будет развиваться еще более быс¬трыми темпами. Франчайзеры ищут по¬тенциальных франчайзи в зарубежных странах, а многие частные лица и фир¬мы активно ищут франчайзеров из дру¬гих стран, чтобы приобрести их лицен¬зию и права и при их финансовой под¬держке, на их техно-логии производства и обслуживания делать свой прибыльный бизнес.

Виды франчайзинга

Важным составным элементом успеха является четкое и полное знание пред¬принимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преиму¬ществ и возможных рисков при его ис¬пользовании.

Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или ус¬луг потребителю, способ развития биз¬неса и завоевания рынка на основе ко¬операции материальных и финансовых средств и усилий различных пред-прия¬тий. Франчайзинг может рассматри¬ваться также и как соглашение, при ко¬тором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает экс¬клюзивные права на распро-странение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимате¬лям (розничным торговцам) в обмен

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»