Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Оценка бизнеса доходным методом

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


1. МЕТОД ДИСКОНТИРОВАННЫХ

ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ.

• Прогнозирование денежного потока

• Ставка дисконта

• Метод дисконтированных денежных потоков

Рыночная оценка бизнеса во многом зависит от того, каковы его перспективы. При определении рыночной стоимо-сти бизнеса учитывается только та часть капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, на каком этапе развития бизнеса собственник начнет получать данные доходы и с каким рис-ком это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтированных денежных потоков (далее – метод ДДП).

СУЩНОСТЬ.

Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении о том, что потенциальный инвестор не запла-тит за данный бизнес сумму, большую, чем текущая стои-мость будущих доходов от этого бизнеса. Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости про-гнозируемых будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночной цене, равной теку-щей стоимости будущих доходов.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения инвестиционных мотивов, поскольку любой ин-вестор, вкладывающий деньги в действующее предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, нематериальных ценностей и т.д., а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль и повы-сить свое благосостояние. С этой точки зрения все пред-приятия, к каким бы отраслям экономики они ни принадлежа-ли, производят всего один вид товарной продукции – день-ги.

Метод ДДП может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее существуют ситуа-ции, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обосновано для оценки предприятий, имеющих опре-деленную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии роста или стабильного экономического развития. Данный метод в меньшей степени применим к оценке предприятий, терпящих систематические убытки (хотя и отрицательная величина стоимости бизнеса может быть фактом для принятия управленческих решений). Следует соблюдать разумную осторожность в применении это-го метода для оценки новых предприятий, пусть даже и мно-гообещающих. Отсутствие ретроспективы прибылей затрудняет объективное прогнозирование будущих денежных потоков биз-неса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОЦЕНКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ ДИСКОНТИРО-ВАННЫХ ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ (ДП).

1. Выбор модели денежного потока.

2. Определение длительности прогнозного периода.

3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

4. Анализ и прогноз расходов.

5. Анализ и прогноз инвестиций.

6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

7. Определение ставки дисконта.

8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости в постпрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок.

ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА.

При оценки бизнеса мы можем применять одну из двух моделей денежного потока: ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного капитала. В таблице 1 показано, как рассчитывается денежный поток для собствен-ного капитала. Применяя эту модель, рассчитывается рыноч-ная стоимость собственного (акционерного) капитала пред-приятия.

Таблица 1.

Чистая прибыль после уплаты налогов

плюс амортизационные отчисления

плюс (минус) уменьшение (прирост) собственного обо-ротного капитала

плюс (минус) уменьшение (прирост) инвестиций в основ-ные средства

плюс (минус) прирост (уменьшение) долгосрочной задол-женности

итого равно денежный поток

Применяя модель денежного потока для всего инвестиро-ванного капитала, мы условно не различаем собственный и заемный капитал предприятия и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого, мы прибавляем к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее были вычтены при расчете чистой прибыли. Поскольку проценты по задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их назад, следует уменьшить их сумму на величи-ну налога на прибыль. Итогом расчета по этой модели явля-ется рыночная стоимость всего инвестированного капитала предприятия.

В обеих моделях денежный поток может быть рассчитан как на номинальной основе (в текущих ценах), так и на ре-альной основе (с учетом фактора инфляции).

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ПРОГНОЗНОГО ПЕРИОДА.

Согласно методу ДДП стоимость предприятия основывает-ся на будущих, а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о дви¬жении денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагает¬ся, что в постпрогнозный пе-риод должны иметь место стабильные долго¬срочные темпы роста или бесконечный поток доходов).

Определение адекватной продолжительности прогнозного периода - непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем больше число наблюдений и тем бо-лее обоснованным с математической точки зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С другой стороны, чем длиннее прогнозный период, тем сложнее про-гнозировать конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков нежных средств. По сложившейся в стра-нах с развитой рыночной экономикой практике прогнозный период для оценки предприятия может составить в зависимо-сти от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет. странах с переходной экономикой, в условиях нестабильно-сти, где адекватные долгосрочные прогнозы особенно за-труднительны, на мой взгляд, допустимо сокращение про-гнозного периода до 3 лет. Для точности результата следу-ет осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие единицы измерения: полугодие или квартал.

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ВАЛОВОЙ

ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ

Анализ валовой выручки и ее прогноз требуют детально-го рассмотрения учета целого ряда факторов, среди кото-рых:

• номенклатура выпускаемой продукции;

• объемы производства и цены на продукцию;

• ретроспективные темпы роста предприятия;

• спрос на продукцию;

• темпы инфляции;

• имеющиеся производственные мощности;

• перспективы и возможные последствия капитальных вложе-ний;

• общая ситуация в экономике, определяющая перспективы спроса;

• ситуация в конкретной отрасли с учетом существующего уровня кон¬венции;

• доля оцениваемого предприятия на рынке;

• долгосрочные темпы роста в послепрогнозный период;

• планы менеджеров данного предприятия.

Следует придерживаться общего правила, гласящего, что прогноз валовой выручки должен быть логически совместим с ретроспективными показателями деятельности предприятия и отрасли в целом. Оценки, основан¬ие на прогнозах, которые заметно расходятся с историческими тенденциями, представ-ляются неточными.

Темпы инфляции измеряются с помощью индексов цен, ха-рактеризующих среднее изменение уровня цен за определен-ный период. Для этого используется следующая формула:

Ip - индекс инфляции;

P1 - цены анализируемого периода;

P0 - цены базового периода;

G1 - количество товаров, реализованных в анализируемом периоде.

Внутри любой отрасли по меньшей мере несколько пред-приятий борют¬ся за свою долю рынка. И здесь возможны раз-ные варианты. Можно увели¬чить свою долю на уменьшающемся рынке за счет неудачливых конкурен¬тов, а можно и, наобо-рот, потерять свою долю на растущем рынке. В связи с этим важно точно оценить размер и границы рыночного сегмента, на кото¬ром собирается работать предприятие. Можно со-слаться на такой пример из недавней практики известной консалтинговой фирмы "Carana Corporation". Российское предприятие, производящее моторы для пылесосов, действует на рынке производителей отечественных пылесосов. Предпри-ятие занимает 30% этого рынка. Спрос на моторы постоянно падает, хотя общее число клиентов не уменьшается. Пробле-ма заключается в том, что в настоящее время на российском рынке отечественные пылесосы не выдерживают конку¬ренции с аналогичной продукцией азиатского и европейского произ¬водств. Результат - отечественные пылесосы вытесняются с рынка. Циф¬ры говорят, что 30% производителей отечествен-ных пылесосов, которые являются клиентами данного пред-приятия, удерживают лишь 1,5% все¬го российского рынка пы-лесосов. Следовательно, задача оценщика -определить тен-денцию изменения доли реального рынка, удерживаемой оце-ниваемым предприятием с точки зрения спроса и потребно-стей ко¬нечных потребителей. При этом целесообразно про-анализировать сле¬дующие факторы:

• долю рынка, принадлежащую предприятию в данное время;

• ретроспективную тенденцию изменения этой доли (посто-янство, со¬кращение или увеличение);

• бизнес-план предприятия. Особое внимание необходимо обратить на то, каким образом предприятие планирует со-хранить или увеличить долю рынка (при помощи снижения цен,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»