Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Учение о кооперативном движении и кооперации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


1. Кооперативные идеи – это одно из течений общественной жизни.

Кооперативное движение — результат творчества выдаю¬щихся мыслителей, самодеятельности и инициативы широких масс. Кооперативы возникли не вдруг и не на пустом месте. Этому предшествовали долгие годы исканий и мучений. Многие мыслители задумывались над тем, как обустроить жизнь трудящихся наилучшим образом. Предлагая свои ва¬рианты устройства жизни, они тем самым воспитывали в массах стремление к лучшему переустройству общества, к твор¬честву во имя светлого будущего. Осознание необходимости переустройства жизни приводило многих к организации объ¬единений трудящихся, способствующих экономическому росту и духовному развитию людей. Что в свою очередь толкало их на совместное ведение хозяйства, коллективное решение за¬дач производственного и воспитательного характера.

К середине XIX века, периоду массового распространения кооперативов в европейских странах, кооперация накопила солидный идейно-теоретический потенциал, аккумулирован¬ный в комплексных, исторических и специально-теоретичес¬ких сочинениях различного назначения, уровня, формы изло¬жения и размера.

Появление и развитие кооперативной мысли.

Опыт коллективного труда и управления хозяйством, час¬тичного обобществления собственности был известен челове¬честву со времен первобытнообщинной формации. Около трех тысяч лет назад в Древнем Египте, Греции, Риме существова¬ли ассоциации свободных ремесленников; в средние века — крестьянские общины и отдельные ассоциации свободных крестьян-производителей сельскохозяйственной продукции; в период позднего средневековья — цеховые объединения ре¬месленников.

Народный фольклор и литературные памятники прошло¬го свидетельствуют о том, что уже в средние века крестьяне и ремесленники связывали свои мечты о лучшем будущем с иде¬альной организацией человеческого общества, где царят рав¬ноправие, справедливость, сотрудничество и взаимопомощь. Утопический образ будущего, созданный крестьянскими мас¬сами, оказал воздействие на мировоззрение гуманистов и про¬светителей XVI—XVIII веков.

Систему взглядов гуманистов и просветителей XVI—XVIII веков называют в истории ранним утопическим социализмом. Его основоположником считают английского писателя гума¬ниста и государственного деятеля Томаса Мора (1478—1535 гг.). В 1516 году вышла его "Золотая книга, столь же полезная как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия", положившая начало литературе утопичес¬кого социализма.

Другие ранние социалисты-утописты Джерард Уинстенли (1609—1652) в книге "Закон Свободы" и Томмазо Кампанелла (1568—1639) в произведении "Город Солнца" также описыва¬ют "общество равных", республику без частной собственнос¬ти, в которой люди коллективно трудятся и воспитываются не зная нужды.

Т.Мор, Дж.Уинстенли и Т.Кампанелла наметили общие контуры будущего справедливого общества. Что касается ор¬ганизации экономической жизни, Т.Мор и Дж.Уинстенли счи¬тали семью главной хозяйственной ячейкой будущего идеаль¬ного общества, где и должны были воспитываться члены се¬мьи.

Утопические социалисты, жившие позднее, в мануфактур¬ный период развития капитализма (середина XVI—последняя треть XVIII вв.) основной ячейкой будущего общества счита¬ли уже товарищества ремесленников и сельские или городские коммунистические общины, где воспитанием людей (и эконо¬мически, и духовно) должны были заниматься Голландский ученый Петер Корнелиус Плокбой написал в 1659 году памфлет Кромвелю "Предложение способа сде¬лать бедняков этой и других наций счастливыми". Он предло¬жил создать хозяйственное товарищество, "маленькую респуб¬лику" с ограниченной частной собственностью. Земля, деньги и движимое имущество закреплялись за теми, кто их вносил в общее пользование, однако доходов с них члены товарищест¬ва не получали. Вознаграждался только труд. В пределах то¬варищества уничтожалась эксплуатация, но владение частной собственностью сохранялось. Сохранялась и эксплуатация товариществом труда наемных рабочих, для которых устанав¬ливался 12-часовой рабочий день, в то время как для членов республики-товарищества — 6-часовой. Совместная жизнь в товариществах, по мысли Плокбоя, должна была привести к экономии труда, удешевлению закупок, поскольку они будут производиться оптом, и к созданию крупного ремесленного производства, а следовательно, выпуску более дешевых това¬ров и получению высоких прибылей. "Маленькая республи¬ка" Плокбоя уже имела общие черты с производственным ко¬оперативом.

Английский экономист Джон Беллерс (1б54—1725 гг.) пред¬ложил еще более совершенную форму организации товарище¬ства ремесленников в книге "Проект учреждения рабочего колледжа всех ремесел и сельского хозяйства". В "рабочем колледже" Джона Беллерса доход распределялся не только по труду, но и по капиталу. Членство провозглашалось добро¬вольным, предлагалось планомерное обучение, т.е. подготов¬ка кадров. Таким образом, К.Плокбой и Дж.Беллерс, предло¬жившие организовать товарищества ремесленников на базе членских взносов, явились, по существу, первыми теоретика¬ми производственных кооперативов. Не случайно книгу Дж. Беллерса о "рабочих колледжах" издал Р.Оуэн, который считал его своим учителем.

Французские социалисты-утописты XVII—XVIII веков считали основной ячейкой будущего справедливого общества коммунистические общины. Умеренный социалист-утопист XVIII века Морелли в своем произведении "Кодекс природы", написанном в 1755 году, и революционер-демократ Жан Мелье (1664—1729 гг.) в "Завещании" призывали крестьян к вооруженной борьбе против тиранов и построению нового общества без частной собственности в форме производствен¬но-потребительских сельских и городских общин.

В эпоху французской буржуазной революции XVIII века с требованием отмены частной собственности и организации производства на коллективных началах выступали француз¬ский адвокат и публицист Буассель (1728—1807 гг.), француз¬ский республиканец, коммунист-утопист Гракх Бабёф (1760— 1797 гг.), итальянец, видный деятель революционного движе¬ния во Франции, коммунист-утопист Филиппо Буонаротти (1761—1837 гг.). Два последних выступали за уравнительный коммунизм, т.е, полное равенство в распределении материаль¬ных благ. В коммунистической доктрине бабувистов (так на¬зывали сторонников Бабёфа и Буонаротти) была выдвинута идея, согласно которой политическая революция должна быть дополнена революцией социальной; только в этом случае тру¬дящиеся добьются осуществления своих чаяний.

В Англии во второй половине XVIII века ломка общест¬венных отношений и бедствия трудящихся масс, порожденные промышленной революцией, создали питательную среду для распространения радикально-демократической идеологии. Английские "якобинцы" Джон Селуолл Спенс (1750—1814 гг.), социалисты-утописты Чарльз Голл (1745—1825 гг.) и Уильям Годвин (1756—1836 гг.), отстаивая интересы ремесленников и крестьян, призывали их к борьбе против лендлордов. Они пред¬ставляли себе будущий строй как совокупность небольших общин, образованных путем добровольных объединений про¬изводителей.

В начале XIX века в Англии, Франции и других европей¬ских странах радикальные и демократические идеи стали все шире распространяться среди обездоленных. Как отмечает прогрессивный английский историк Э.Томпсон, города и даже деревни гудели от деятельности энергичных самоучек. Нередко рабочие, батраки, ремесленники, клерки, лавочники из тех, кто получил в детстве начальное образование, продолжали учиться самостоятельно или группами, иные читали Вольтера и Кобетта, кое-кто постигал и азы политэкономии, изучая тру¬ды Рикардо".

Так постепенно под влиянием условий жизни и идей пере¬довых мыслителей формировалось общественное сознание, шел поиск путей и средств к улучшению экономической жизни населения.

Большое влияние на этот процесс оказала пропагандист¬ская и организаторская деятельность великих социалистов-утопистов французов Клод Анри Сен-Симона (1760—1825 гг.), Шарля Фурье (1772- 1837 гг.) и англичанина Роберта Оуэна (1771—1858 гг.). Все они предрекали гибель капитализма, на¬стаивали на необходимости изменения общественной систе¬мы во имя создания новой общественной формации, которую Сен-Симон называл индустриализмом, Фурье — гармонией, а Оуэн — коммунизмом.

Сен-Симон полагал, что в будущем обществе "индустриа¬лов" буржуазия и пролетарии образуют единый класс. Основ¬ные черты предлагаемой им системы Сен-Симон видел в обя¬зательном труде, единстве науки и производства, научном планировании хозяйства, распределении общественного продукта.

Фурье считал первичной ячейкой будущего общества "фа¬лангу", в которой сочетаются промышленное и сельскохозяй¬ственное производство. Он полагал, что в будущем обществе труд станет потребностью и наслаждением, а противополож¬ность между умственным и физическим трудом исчезнет.

Оуэн предлагал создать самоуправляющиеся "поселки об¬щности и сотрудничества", лишенные частной собственности, классов, эксплуатации и других антагонизмов. "Общины" Р.Оуэна и Ш.Фурье были уже ближе к кооперативам.

Оуэн сделал больше всех для организации сначала общин, а впоследствии производственных и потребительских коопе¬ративов. В 1817 году он начал пропагандировать "поселки единения и кооперации". В1821 году в Лондоне при его участии было создано "Кооперативное экономическое общество", чле¬нами которого стали главным образом городские наборщи¬ки. Это был потребительский кооператив, имевший собствен¬ную лавку и продававший своим членам-пайщикам товары по более низким ценам, чем цены частной торговли. Во главе ко¬оператива стоял выборный комитет.

В 1824 году сторонники Оуэна создали "Лондонское ко¬оперативное общество", которое посредством публичных лек¬ций, диспутов, брошюр и газетных публикаций начало агита¬цию

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»