Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Учение о кооперативном движении и кооперации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


агита¬цию за устройство общин на коммунистических началах. В 1826 году "Лондонское кооперативное общество" стало издавать "Кооперативный журнал", который популяризировал взгля¬ды Р.Оуэна и обсуждал проблемы движения за создание об¬щин и кооперативов.

В 1828 году один из самых видных сторонников Р.Оуэна врач Уильям Кинг (1786—1865 гг.) начал издавать ежемесяч¬ный журнал "Кооператор". В отличие от Оуэна, возлагавше¬го надежды на помощь богатых филантропов в устройстве общин, У.Кинг провозгласил и обосновал необходимость самодеятельности широких народных масс. Он считал, что только организация самих трудящихся может привести к но¬вому социальному строю. Разделяя взгляды Р.Оуэна на конеч¬ную цель — создание сельскохозяйственно-производственных общин, У.Кинг предложил новые пути ее достижения. Он ре¬шил собрать капитал для общин путем организации потреби¬тельских кооперативов. Советовал продавать товары по сред¬нерыночным ценам, за наличный расчет, а прибыль отклады¬вать в "фонд общины". Затем с помощью накопленных сред¬ств Кинг предлагал создать производственные кооперативы, которые в свою очередь соберут еще более крупный капитал, достаточный для организации общин.

Следует отметить, что социалисты-утописты Сен-Симон, Фурье и Оуэн исходили из необходимости построения пропо¬ведуемой ими системы мирным путем, посредством распро¬странения идей равенства и социальной справедливости, без революций и войн. К такому выводу пришел и пользующийся мировой известностью французский философ Жан-Жак Руссо в конце своей жизни''.

Большое влияние на самосознание масс оказали научный социализм и коммунизм, у истоков которых стоял К.Маркс (1818—1883 гг.). Немецкий ученый, философ, экономист Карл Маркс в своих работах уделил много внимания роли коопера¬ции в борьбе против существующего строя. Однако он считал, что в условиях капиталистического строя, кооперация играет второстепенную роль, хотя и заставляет рабочих сплачивать¬ся и бороться за свои экономические права.

К.Маркс и Ф.Энгельс вели борьбу с кооперативистской идеологией, с теориями о возможности ликвидации капита¬лизма с помощью кооперации. Они видели в кооперации лишь одну из форм ослабления, подрыва изнутри капиталистичес¬кой системы хозяйства. "Как бы кооперативный труд ни был превосходен в принципе и полезен на практике, он никогда- не будет в состоянии задержать происходящего в геометричес¬кой прогрессии роста монополии, ни освободить массы, ни даже заметно облегчить бремя их нищеты", — писал Маркс в Учредительном Манифесте Интернационала.

Маркс сформулировал мысль о том, что кооперативы, ко¬оперативный труд смогут стать социально преобразующей силой, средством освобождения трудящихся от нищеты толь¬ко после ликвидации капитализма, в условиях перехода к со¬циализму. И он делает вывод о том, что важнейшей задачей, "великой обязанностью" рабочего класса является завоевание политической власти. В письме к А.Бебелю Энгельс писал: "А что при переходе к полному коммунистическому хозяйст¬ву нам придется в широких размерах применять в качестве про¬межуточного звена кооперативное производство, в этом Маркс и я никогда не сомневались".

Маркс и Энгельс, воочию видя слабость, необоснованность теоретических воззрений социалистов-утопистов и беспомощ¬ные попытки построить реальные коммуны, решили подвести под коммунизм более надежный фундамент. Маркс в своей деятельности в этом направлении опирался в основном на тру¬довую теорию стоимости, воззрения классической школы, но существенно изменил многие их положения. В определенной степени идеи, замыслы развитой К.Марксом теории были дополнены и несколько переработаны Ф. Энгельсом (1820— 1895 гг.) и В.И.Лениным (Ульяновым) (1870—1924 гг.). Эта тео¬рия получила название научного социализма (коммунизма) или марксизма-ленинизма.

Совместно с Энгельсом Маркс написал "Манифест Ком¬мунистической партии" (1848 г.), где рассматривались прин¬ципы коммунистического общества. Что же было начертано на знамени манифеста? Отмена частной собственности на зем¬лю и средства производства, введение коллективной, всем чле¬нам общества принадлежащей собственности, централизация денег, капитала, транспорта в руках государства, одинаковая обязанность труда для всех, решение экономических вопросов по общему плану. Манифест оставался программной работой для каждого государства, пытавшегося построить социалис¬тическое и, на его основе, коммунистическое общество.

Наиболее сильная сторона учения К.Маркса состояла в анализе капиталистической системы хозяйствования, представ¬ленном в классическом труде "Капитал". В нем Маркс проде¬монстрировал гораздо более глубокое по сравнению со свои¬ми предшественниками понимание таких категорий как "сто¬имость", "труд", "прибавочная стоимость", "капитал", "зе¬мельная рента", "эксплуатация", предложив идею двойствен¬ной природы труда.

Главный труд "Капитал" (1867г.) сделал Маркса одним из величайших экономистов мира. Энгельс называл "Капитал" "библией рабочего класса". Этот "учебник для рабочих" был написан крайне сложным языком, непонятным не только ра¬бочим, но и многим современным Марксу экономистам. Бу¬дучи не без основания высокого мнения о своем труде, назы¬вая его "шедевром немецкой науки" Маркс не пытался устра¬нить явные несоответствия некоторых положений его теорий с жизнью, на которые ему указывал даже Энгельс.

Маркс исходил из того, что труд затрачивают в основном рабочие, тогда как результаты труда в виде прибавочной сто¬имости присваивают капиталисты, собственники средств про¬изводства. Отсюда Маркс приходит к выводу, что при капи¬тализме имеется эксплуатация. Устранение капиталистов уст¬раняет присвоение чужого труда.

История лишь частично подтвердила справедливость положений и выводов марксистской экономической теории. Мысли Маркса о гибели капитализма, абсолютном обнища¬нии пролетариата в условиях капитализма, о капиталистичес¬ком обществе, как сугубо эксплуататорском, а также о неиз¬бежном движении общества к коммунизму оказались ошибоч¬ными.

Большинство ученых-экономистов признают высокую на¬учную ценность марксистского анализа капиталистического общества периода XVII и начала XIX века, считают Маркса одним из классиков политической экономии, видным ученым-экономистом. В то же время, познав природу раннего капита¬лизма, Маркс не смог предвидеть его дальнейшую судьбу и оказался в плену ложных представлений о социалистическом и коммунистическом будущем человечества.

Концепция социализма как новой экономической системы оказалась в марксисткой теории представленной гораздо сла¬бее и с научных и с практических позиций, чем политическая экономия капитализма, которую Маркс познал досконально, но трактовал со своих позиций, применительно к интересам пролетариата и идеи классовой борьбы. Что же касается на¬учного социализма и коммунизма, то их в завершенном виде так и не удалось построить ни Марксу, ни его продолжателям.

По существу, научный социализм ограничился формиро¬ванием социалистических принципов. Основными из них яв¬ляются общественная собственность на средства производст¬ва, отказ от присвоения владельцами капитала прибавочной стоимости, равная оплата за равный труд, всеобщая и полная занятость, от каждого по способностям — каждому по труду (при коммунизме — каждому по потребностям), ведение хо¬зяйства по единому плану.

Попытки реализовать эти принципы на практике в СССР и в десятке других государств успеха не имели, однако сто¬ронники коммунистической доктрины и научного социализ¬ма имеются и в России, и во многих странах.

Концепция кооперации в марксизме претерпела сложную эволюцию, хотя ее отправные посылки оказались малоподвиж¬ными. Маркс и Энгельс не видели в развившихся в 40—60-х годах XIX века в кооперативных объединениях ни элементов социализма в тех условиях, ни компонентов будущего социа¬листического (коммунистического) строя, к которому они стре¬мились привести человечество, что обусловило в целом ниги¬листическое отношение к кооперации. Позитивно выделялись ими лишь производственные кооперативы рабочих, коопера¬тивные фабрики, когда рабочим удавалось заполучить или совместно образовать производственные ячейки, где они вы¬ступали одновременно и работниками, и владельцами пред¬приятий, что способствовало их подготовке к управлению производством в социалистическом обществе. Такая позиция нашла отражение в резолюции Учредительного конгресса Интернационала в Женеве в 1866 году, где значение коопера¬ции ограничено функцией служить свидетельством того, что "существующая система может быть заменена ассоциацией свободных и равноправных производителей". В ней содержит¬ся и практический совет: больше заниматься кооперативным производством, чем "кооперативными лавками".

На практике такие виды кооперативов не привились, и тео¬ретически эта гипотеза более не разрабатывалась, после чего классики, как и их последователи, кооперацией почти не зани¬мались. Хотя этому могли послужить и объективные причи¬ны: слабость кооперативного движения в 60—70-х годах XIX века, капиталистическая направленность шульце-деличевской кооперации в Германии и др. Только в одной из своих послед¬них статей "Крестьянский вопрос во Франции и Германии" (ноябрь 1894 г.) — Ф.Энгельс вновь коснулся этой проблемы. Тем не менее изъятие на три десятилетия из поля деятельности марксистов проблем кооперации могло послужить и исходным моментом последующего нигилистического, граничащего с враждебностью отношения к этому движению многих после¬дователей марксистской доктрины17.

Только к концу XIX века, когда кооперативное движение в Европе приобрело солидный размах, особенно среди рабо¬чих, оно вновь стало привлекать внимание марксистов. Уже в 1897 году К.Каутский делает первый шаг вперед от Маркса, признавая значение наряду с производительными товарище¬ствами потребительские общества. В 1900 года К.Каутский идет дальше

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»