Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Учение о кооперативном движении и кооперации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


призывали к классовому сотрудничеству рабочих с буржуазией в деле социального переустройства общества через мирную пропаганду кооперативных идей и реформаторскую деятельность.

Они считали, что политическая борьба сделает невозможным успешную хозяйственную деятельность представителей различных классов в общинах. Оуэн, например, принимал активное участие в организации профсоюзов, но отвергал стачку как форму классовой борьбы пролетариата.

3. Концепция освобождения труда от капитала У. Кинга.

В 30-40-е годы XIX века в Англии и Франции ученики и сторонники социалистов-утопистов сконцентрировали свое внимание на поощрении производственных и потребительских кооперативов. Но если Оуэн и Фурье рассматривали эти организации лишь как одну из форм коллективной хозяйственной деятельности ремесленников и рабочих, то идеологи "кооперативного социализма" провозгласили кооператив главной формой движения к новому общественному строю.

Так в 30—40-е годы XIX века возникло новое течение идейной мысли — "кооперативный социализм", хотя сам термин "кооперативный социализм" стал широко употреблять¬ся в литературе в конце XIX в.

Один из первых теоретиков "кооперативного социализма" — последователь Оуэна английский врач Уильям Кинг /1786— 1865 гг./. Он предложил решить противоречие между трудом и капиталом, т.е. превратить наемных рабочих в собственников средств производства посредством организации потреби¬тельских и затем производственных кооперативных обществ.

У. Кинг считал, что кооперативы должны быть самодеятельными организациями трудящихся, должны создаваться рабочими без помощи господствующих классов. Поэтому он призывал профсоюзы вкладывать свои средства в организацию потребительских и производственных кооперативов.

В то же время Кинг утверждал, что кооперация выгодна для всех классов и советовал рабочим поддерживать мир и сотрудничество с предпринимателями.

4. Теория христианского социализма.

В 30—40-х годах XIX века возник христианский социализм — направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску.

Идеологи христианского социализма провозгласили лозунг "общего блага" для всех людей, которого можно достичь путем нравственного оздоровления и объединения ремесленников и рабочих в религиозно-сословные корпорации типа средневековых цехов.

В экономических программах многих христианских социалистов большое место занимали различные планы создания профессиональных и кооперативных организаций рабочих, ремесленников, мелких торговцев и крестьян под эгидой католической, протестантской, англиканской и других церквей.

Идеолог французского христианского социализма Ф. Бюше /1796—1865/ в своей научной и практической деятельности уделял большое внимание кооперативному движению. Он, как и У. Кинг, предложил создавать общественный капитал, с помощью которого рабочие и ремесленники могли бы освободиться от эксплуатации капиталистов путем выкупа их предприятий. Но если у Кинга общественный капитал не имел конкретного выражения, то у Бюше - это неделимый фонд, который создает каждый производственный кооператив из отчислений от чистой прибыли в размере 20 %. Идея создания неделимого фонда в кооперативах — наиболее ценная из предложений Бюше в области кооперативного строительства.

Идеи Ф. Бюше оказали заметное влияние на английских христианских социалистов. Они также рассматривали капиталистический строй как антихристианский и предлагали преобразовать его на началах производственной ассоциации, отказа от конкуренции и эгоизма, добавив к этой уже известной схеме новый лозунг — участие рабочих в прибылях /ко-партнешип/, вошедший в последствии в программы многих партий. Видным христианским социалистом в этом направлении был В. Нил.

В христианском социализме были положительные моменты. Так, отдельные кооперативные мастерские, созданные под влиянием их пропаганды и при их участии, продемонстрировали возможность организации производства и управления им без капиталистов. Христианские социалисты широко пропагандировали идеи кооперации, взаимопомощи и солидарности, добились издания в 1852 году первого кооперативного закона в Англии, внесли значительный вклад в налаживание международного сотрудничества кооперативов разных стран, в создание Международного кооперативного альянса.

5. Теории производственной кооперации Луи Блана и Лассаля.

Наиболее полное выражение теория кооперативного социализма нашла во взглядах мелкобуржуазных социалистов Луи Блана и Фердинанда Лассаля.

Луи Блан /1811—1882 гг./— французский социалист, политический деятель, историк и журналист — предлагал преобразовать капиталистический строй в социалистический с помощью создания кооперативных мастерских, т.е. производственных кооперативов. Он считал, что по мере накопления капитала мастерские станут преобладать в каждой отрасли производства, между кооперативными отраслями установятся отношения солидарности и сотрудничества, вся промышленность, таким образом, станет кооперативной и появится возможность преодолеть кризисы и безработицу. Свои идеи Луи Блан изложил в книге "Организация труда" /1841 г./.

В отличие от Кинга и Бюшс Луи Блан был сторонником государственной помощи кооперации. Он призывал правительство предоставить ссуды на устройство кооперативных мастерских, стать "банкиром бедных".

Немецкий социалист, публицист и адвокат Фердинанд Лассаль также, как и Луи Блан, отстаивал тезис—к социализму через производственную кооперацию с помощью государства. Неудачи английских и французских производственных кооперативов он объяснял отсутствием надлежащей государственной поддержки.

Лассаль даже математически вычислил размеры государственной ссуды, с помощью которой якобы производственные товарищества могли бы мирно заложить основы социалистического общества.

Для того, чтобы заставить буржуазно - помещичье го¬сударство финансировать производственные кооперативы, уверял Лассаль, есть только одно средство — завоевание всеобщего избирательного права путем образования самостоятельной рабочей партии. С помощью всеобщего избирательного права Лассаль надеялся получить большинство в парламенте, "обеспечить достойное представительство социальных интересах германского рабочего сословия" и устранить классовые противоречия в обществе.

ф. Лассаль не был марксистом, хотя в 1849-1862 годах переписывался с К. Марксом и Ф. Энгельсом и неоднократно объявлял себя их сторонником. Ему были чужды идеи революционной классовой борьбы, он считал все крестьянство реакционной массой, а буржуазно-помещичье государство трактовал как надклассовый институт. Лассаль и его последователи отрицали необходимость профсоюзной деятельности как нецелесообразной и даже считали ее вредной, поскольку-де она отвлекает рабочих от главной задачи — борьбы за всеобщее избирательное право. Лассаль решительно отвергал полезность потребительской кооперации для рабочего класса, ссылаясь на якобы открытый им "железный закон" заработной платы.

Суть птого "закона" сводилась к тому, что в силу безработицы и конкуренции внутри рабочего класса заработная плата рабочих колеблется при капитализме вокруг необходимого минимума средств их существования. Увеличение заработной платы, по Лассалю, приводит к росту численности браков и рождений, возрастанию численности рабочих, а потому и к повышению предложения их труда над спросом на него и, в конечном итоге, к падению заработной платы. В свою очередь, сокращение заработной платы ниже необходимого минимума снижает рождаемость, увеличивает смертность, сокращает предложение труда рабочих и приводит таким путем к ее повышению.

Поэтому, утверждал Лассаль, рабочему классу бесполезно и даже вредно объединяться в потребительские общества, с тем чтобы понизить стоимость средств существования. Ибо до тех пор пока потребительские кооперативы охватывают лишь незначительную часть рабочего класса, они на некоторое время приносят облегчение своим членам. Но как только потребительские кооперативы объединят большую часть рабочего класса, вступитв силу "железный закон" заработной платы и понизит ее настолько, насколько потребительская кооперация удешевила стоимость средств существования кооперативных рабочих78.

6 .Теория крестьянского «общинного» социализма.

В 60—80-е годы XIX века в России широкое распространение получили идеи перехода к социализму через крестьянскую общину. Сторонниками крестьянского социализма были рево¬люционные демократы А.И. Герцен, Н.П. Огарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, а также революционные народники М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев и др. Они выступали против пережитков крепостничества и ка¬питалистического развития страны.

Революционные демократы и народники хотели свергнуть самодержавие силами восставших крестьян и установить демократическое народное правление. Затем они намеревались ликвидировать помещичье землевладение, наделить крестьян землей, отменить оброки, выкуп земли и постепенно перейти от общинного владения землей к общинной коллективной обработке земли, т.е. организации производственных сельскохозяйственных кооперативов. Промышленность они мыслили развивать с помощью промысловых кооперативов.

В 90-е годы XIX века по мере того, как утрачивалась вера в особый общинный уклад крестьянского хозяйства и обнаруживалась несостоятельность заговорщической тактики революционных народников, усиливалось влияние либе¬рального

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»