Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Предпринимательство /

Учение о кооперативном движении и кооперации

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


2. Предпочтительнее браться за кооперативное производство,

чем за кооперативную торговлю. Последняя затрагивает только по¬верхность экономического строя капитализма, а первое подрывает

его основы.

3. Все кооперативы должны превращать часть своего дохода в

фонд пропаганды своих принципов, содействовать учреждению но¬вых производственно-кооперативных обществ.

Во избежание вырождения кооперативов в акционерные

общества основная часть дохода должна распределяться между все¬ми участниками кооперативного предприятия — пайщиками и не¬

пайщиками, но на взносы пайщиков, участвующих в кооперативе

материально, может начисляться еще дополнительный процент. Основоположники марксизма резко критиковали тех коопера¬торов, кто отвергал революционный путь преобразования общества и тем самым отвлекал пролетариат от классовой борьбы. Некото¬рым теоретикам и практикам кооперативного движения от Маркса достались ярлыки "сектант", "лжепророк", "лжехристос".

В свою очередь отдельные положения Маркса о коопера¬тивном движении и кооперации, особенно переоценка им значения производственных кооперативов и недооценка кооперативов потре¬бительских, были подвергнуты критике даже теми, кто именовал себя марксистами.

Классики марксизма в своей революционной практике опира¬лись и на современное им кооперативное движение. Вместе с тем одному из них принадлежит решительный вывод о том, что "кооперативная система никогда не сможет преобразовать капита¬листическое общество"1. По их мнению, кооперативные фабрики и товарищества являются переходной формой от капитализма к со¬циализму и после установления диктатуры пролетариата национали¬зации не подлежат, но будут зависеть от этой власти как организа¬ции, ведущиеся на общегосударственные средства.

10. Ленинская концепция строя «цивилизованных кооператоров».

В России марксистская теория революционного преобразова¬ния общества впервые была воплощена в революционную практику. В этом поистине огромную роль сыграл Владимир Ленин (1870-1924), который (подчеркнем) и в своих произведениях, и как глава советского правительства много внимания уделял вопросам коопе¬рации.

Ленин оценивал внутреннее содержание, роль и значение коо¬перативов в единстве с политическим и экономическим строем общества: при капитализме кооперативы являются коллективными капиталистическими учреждениями, при переходе к социализму они превращаются в социалистические организации.

В своих дооктябрьских работах "По поводу одной газетной за¬метки" (1897), "К деревенской бедноте" (1903) и др. Ленин диффе¬ренцированно, по-разному характеризовал те или иные виды коопе¬ративных обществ. Так, земледельческие артели и кредитные това¬рищества среди крестьянства он относил к разновидности буржуазных прогрессов, иронично на¬зывая их "либеральными полумерами", "мизерными паллиатива¬ми", "жалкими экспериментами". Сыроваренные артели, писал Ле¬нин, объединяют богатых крестьян, имеющих по несколько коров, и идут на пользу крестьянской буржуазии, а середнякам и сельской бедноте эти артели выгоды не дают. Что же делать последним? Ле¬нин, как настоящий революционер, призывал их к союзу с город¬скими рабочими для борьбы против всей буржуазии. Иначе говоря, к кооперативам, названным им буржуазными и мелкобуржуазными, он относился отрицательно. В то же время он признавал некоторую ценность пролетарских кооперативов, в частности, потребительских обществ.

После октября 1917 г. в разные периоды Ленин выступал то за национализацию потребительских обществ, то за соглашение меж¬ду ними и советской властью, то за превращение потребительских обществ в коммуны, то за предоставление им известной самостоя¬тельности.

По-своему замечательны ленинские выступления в Москве пе¬ред кооператорами в ноябре и декабре 1918 г. Именно тогда Ленин произнес известную фразу. "Кооперация — огромнейшее культур¬ное наследство, которым нужно дорожить и пользоваться" и до¬бавил, что правительство считает необходимым использовать и опыт и знание кооператоров и их аппарат. Речь в то время шла о потребительских обществах, которые были основаны на самодея¬тельности масс. Ленин призывал использовать эту самодеятель¬ность "самых низов" в деле распределения продуктов и в то же время настаивал на том, чтобы кооперация отказалась от своей не¬зависимости. В этом была заключена логическая ошибка: ведь если потребительское общество лишается независимости, то приходит конец и самодеятельности его участников.

Тогда же, в 1918 г., Ленин выдвинул идею: общество должно превратиться в единый кооператив трудящихся, и о таком коопера¬тиве он говорил как о задаче победы социализма.

Важное место в теоретическом наследии Ленина занимает его статья "О кооперации" (1923). В ней не упоминается ни один вид кооперации; следовательно, она посвящена кооперации вообще.

Статья содержит ряд бесспорных и актуальных даже сегодня положений. В ней красной нитью проводится идея о том, что при новой экономической политике, т.е. в условиях много¬укладной, рыночной экономики кооперирование, кооперация приоб¬ретает совершенно исключительное, гигантское значение и необхо¬дима государственная поддержка "кооперативного" принципа ор¬ганизации населения. Ленин настаивал на том, что эта поддержка должна быть политической и экономической, чисто имуществен¬ной, выражающейся в льготных кредитах, экономических, финан¬совых и банковских привилегиях для кооперации, даже в "премиях" за конкретные достижения кооператоров. В статье поставлены за¬дачи обеспечения не пассивного, а активного участия населения в кооперации, проведения культурной, просветительной работы при его кооперировании, перехода от торговли по-азиатски к торговле по-европейски и др.

Центральной в статье "О кооперации" является идея создания "строя цивилизованных кооператоров". В ленинском контексте "цивилизованный" - это производное от латинского "civilis" - гра¬жданский, а гражданин есть свободный человек, имеющий равные права с государством, подданным, но не подчиненным которого он является. Иначе говоря, цивилизованным признается кооператор-гражданин.

Ленин дал определение: "строй цивилизованных кооператоров при общественной собственности на средства производства, при классовой победе пролетариата над буржуазией - это есть строй социализма"1. Следовательно, социализмом Ленин назвал общест¬венный строй, гражданами которого являются свободные, грамот¬ные, культурные кооператоры. Автор концепции указывал, что все необходимое и достаточное для построения такого общества в стране имеется. И в условиях нэпа, когда торговля позволяет соеди¬нить частный интерес с общегосударственным, требуется "только" одно: кооперировать население широко и глубоко, сделать его по-настоящему цивилизованным.

Однако дальше концепция "строя цивилизованных кооперато¬ров" теряет свою убедительность.

Во-первых, Ленин ставит неосуществимую задачу максималь¬ного, полного, поголовного кооперирования населения России. Та¬кое кооперирование означало бы отказ от принципа добровольно¬сти и принуждение какой-то части граждан к вступлению в коо¬перативы. В результате подлинная кооперация уступает место псевдокооперации. А цивилизованный кооператор вряд ли согла¬сился бы стать членом псевдокооператива. Ленин был готов даже "заставить всех поголовно участвовать" в кооперативных операциях, что вообще не оставляет места цивилизованным отношениям в этом утопическом "кооперативном строе".

Во-вторых, ленинская "кооперация" на поверку, в действи¬тельности, оказывается своеобразной: она лишена собственности. Удивительно, но в специальной статье, посвященной кооперации и кооперированию населения, ни разу не упоминаются кооперативы. Речь в ней идет о кооперативных предприятиях, которые к тому же "основаны на земле, при средствах производства, принадлежащих государству, т.е. рабочему классу"2. Это не случайно: Ленин и раньше никогда не писал о кооперативной собственности.

"О кооперации" - одна из последних ленинских работ. Идея социализма в ней преобладает над идеей кооперации, хотя и гово¬рится о сходстве простого роста кооперации с ростом социализма. Ленин критиковал "старых кооператоров", начиная с Оуэна, за фан¬тастичность их планов. Но и его собственный интересный замысел органично соединить социализм и кооперацию в "строй цивилизо¬ванных кооператоров" оказался противоречивым и несбыточным.

11. Теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937).

Серьезного внимания заслуживает теория семейно-трудового крестьянского хозяйства и кооперации Александра Чаянова (1888-1937), который активно участвовал в кооперативном движении и внес крупный вклад в учение о кооперации. Его основные труды "Организация крестьянского хозяйства" и "Краткий курс коопера¬ции" были опубликованы в 1925 г.

Чаянов исходил из того, что семейно-трудовое крестьянское хозяйство представляет собой сложную экономическую единицу, которую нельзя разрушать вмешательством извне. Только в соб¬ственном хозяйстве крестьянин работает с полной отдачей, высоко¬производительно. Поэтому кооперирование в деревне должно раз¬виваться путем постепенного "отщепления" от крестьянских хо¬зяйств отдельных функций и операций (по снабжению, сбыту, пере¬работке, кредитованию и т.д.), обобществление которых в коопера¬тивных формах обеспечивает наибольший экономический эффект.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»