Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Анархизм и его отношение к политической власти

←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 



Скачать реферат


анархисты исходили из приоритета свободы; они далеко про-двинулись в деле решения проблемы свободы во взаимосвязи с другими проблемами, таки-ми, как равенство, справедливость, солидарность, взаимопомощь и т.д. Если М. Бакунин осуществляет попытку синтеза антропологического и социального подходов в своей концеп-ции освобождения общества и человека, то П. Кропоткин подводит естественно-историческую и этическую основу под эту концепцию, одновременно углубляя и как бы "приземляя" ее.

Развертывание указанного тезиса предполагает широкое, преимущественно философ-ское понимание анархизма. Это, конечно, не исключает его социально-политическое измере-ние, особенно бакунистской разновидности его. По Кропоткину, "анархизм родился среди народа, и он сохранит свою жизненность и творческую силу только до тех пор, пока он будет оставаться народным". Тенденция анархии - основать синтетическую философию, т.е. фило-софию, которая охватывала бы все явления природы, включая сюда и жизнь человеческих обществ и их экономические, политические и нравственные вопросы". Исход из подобного понимания анархизма, можно, по-видимому, рассматривать его и как своеобразного оппо-нента, критически относящегося к господствующим на каждом данном этапе общественного развития политическим и иным властным структурам. В этом смысле свободолюбие состав-ляет родовое свойство анархизма.

М. Бакунин путь реализации свободы сводит главным образом к устранению государст-ва. Его идеал - общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свобод-ной федерации индивидов, общин, провинций и наций. Важными составляющими такого общества выступают также равенство и справедливость для трудящихся, освобожденных от всякой эксплуатации. Для К. Маркса решающее значение имеет внутренний, социальный по своей природе стержень свободы, который постепенно наращивается по мере развития об-щества, по мере созревания соответствующих социально-экономических факторов. Вместе с тем позиция М.Бакунина согласуется в целом с представлением о том, что высшая степень исторической свободы - это переход к способности развития, когда индивидуальность каж-дого не подавляется и когда не общественные отношения господствуют над людьми, а люди господствуют над случайностью и отношеними. Одновременно бакунизм способствовал вы-свечиванию некоторых односторонностей и недоработок марксистского социологизма. Сло-вом, шел трудный процесс развития и утверждения научно-гуманистического мировоззрения и адекватной теории освобождения человечества. Взгляды М.Бакунина, а затем и П.Кропоткина являлись выражением своеобразной конструктивной оппозиции этатистским течениям мысли, возлагавшим слишком большие надежды на государство, вообще властные "подпорки" социальных преобразований. Они, по мнению теоретиков анархизма, ограничи-вают естественный поток индивидуального и коллективного творчества, глушат инициативу, идущую снизу.

К. Маркс сосредотачивал свое внимание на процессе практического осуществления сво-боды. Это "приземление" проблемы свободы сыграло свою роль, как в теории, так и в прак-тике освободительной борьбы. И, наконец, синтез связан с творчеством русских анархистов. На основе анализа жизненных реалий в России и Европе М. Бакунин и П. Кропоткин, опира-ясь на методы и результаты естественных наук, используя достижения передовой социаль-ной философии, возвращаются к антропологическому объяснению проблемы свободы. На этой основе ими сделан существенный шаг в сторону создания высокой этики новой жизни, этики свободы. "Разрушители" в политике оказываются созидателями социально-этических принципов построения свободного и справедливого общества. "Наша задача состоит [...] прежде всего в уничтожении народного невежества", - подчеркивал М. Бакунин. Впоследст-вии П. Кропоткин как бы вторил своему предшественнику: "Нужна революция - глубокая, беспощадная, которая [...] расшевелила бы всю умственную и нравственную жизнь общест-ва, вселила бы в среду мелких и жалких страстей животворное дуновение высоких идеалов, честных порывов и великих самопожертвований".

Благодаря детельности П. Кропоткина анархизм, получив своеобразное этическое осно-вание, обоснованное естественноисторически и на категориальном уровне, как бы обрел вто-рое дыхание. Если М. Бакунин лишь поставил вопрос об анархистской этике, то Кропоткин прежде всего занимался его разрешением. Решение проблемы свободы, таким образом, под-нимается на более высокий уровень. Вместе с тем, отдавая должное П. Кропоткину, следует иметь в виду первопроходческую миссию Бакунина: как без Гегеля не было бы Маркса, так и без Бакунина не было бы Кропоткина.

В определенном смысле П. Кропоткин шел как бы назад, не принимая диалектического метода, которым старался воспользоваться его предшественник в области анархизма. Основ-ной предмет его раздумий - взаимопомощь как основной фактор эволюционного развития всего живого. В рассуждениях Кропоткина доминируют методы естественных наук, индук-ция применяется к человеческим учреждениям. Однако подспудно широкий философский подход, просвеченный диалектикой изнутри, присутствует в основных его работах - таких, как "Хлеб и воля", "Современная наука и анархия", "Взаимная помощь", "Этика" и др.

Продолжая просветительскую традицию, он отождествляет свободу с естественным со-стоянием социума, где царит взаимопомощь. С другой стороны, П. Кропоткин исходит из активности, в том числе революционной, индивида и всего общества. Не соглашась с прудо-новским планом мирных, постепенных реформ, он одновременно не принимает и стихийный бунт.

Сознательные действия народа, вооруженного революционной мыслью, надеждой, нрав-ственными принципами и идеалами, - вот за что ратует П. Кропоткин. Результатами, по его мнению, является "свободное соглашение, свободная организация", которые "отлично заме-няют дорогостоящий и вредный государственный механизм и выполняют ту же задачу луч-ше его".

Соотношение государства и человеческой солидарности у Бакунина аналогично соотно-шению государства и закона взаимопомощи у Кропоткина. Во многом сходятся и их пред-ставлени о необходимости индивидуальной свободы в будущем обществе. Человек у М. Ба-кунина не растворяется в море социума, а у П. Кропоткина сам социум человечен (в мораль-ном смысле) с самого начала. Важно уточнить, что высшее проявление нравственности свя-зывается П. Кропоткиным именно со свободой, в отличие от простейшей нравственности, покоящейся на естественной взаимопомощи.

Анархисты способствовали конкретизации и, так сказать, "приземлению" модели буду-щего общества, в котором максимум свободы индивида должен базироваться на зрелой эко-номике, обладающей наивысшей производительностью свободного труда. Из неотъемлемого свойства человека и социального идеала свободы у П. Кропоткина превращается в одну из главных нитей ткани социальной жизни. Серьезный анализ социальной жизни, точнее, ее ес-тественных предпосылок и основ как бы внутренне включает в себя проблему свободы.

Этическая система воззрений, последовательный гуманизм и свободолюбие, по сущест-ву, нейтрализуют достаточно жесткие социально-политические установки на безвластие. Это позволяет рассматривать данный вариант анархизма не столько как политическое течение, сколько как научно-гуманистическую доктрину и идеал, к которому ведет скорее длительная социальная и нравственная эволюция, чем одноактная всеразрушающая революция.

Список используемой литературы:

1. "Проблема свободы: М. Бакунин и П. Кропоткин" М. Артемов журнал "Автоном"

2. "Федерализм, социализм и антитеологизм" М.А. Бакунин

3. "Государственность и анархия" М.А. Бакунини

4. "Махновщина и анархизм" Я. Яковлев журнал "Автоном"

5. "Что такое Анархизм" Александр Беркман, из книги "Азбука коммунистического анар-хизма"

6. Хрестоматия по истории России 1917-1940 под редакцией М.Е. Главацкого

7. "Справедливость и нравственность" П.А. Кропоткин


←предыдущая следующая→  
1 2 3 4 5 6 7 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»