Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Билеты

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Скачать реферат


присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных лидеров. Для того чтобы снять возможные возражения, будто ситуационная теория рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что: 1. если человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он им станет и в другой; 2. в результате стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; 3. став лидером в определенно ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует его избранию лидером и в следующий раз;4 лидером чаще выбирают человека, имеющего мотивацию к достижению этой позиции. Однако такая размытая формулировка не сняла односторонности с это теории, и, как часто бывает в науке, два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный, а именно личностно - ситуативную теорию. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать при рассмотрении феномен лидерства: 1. черты и мотивы лидера как человека; 2. образы лидера мотивы, существующие в сознании его последователей, побуждающие и следовать за ним; 3. характеристики роли лидера; 4. институциональны контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены. Стогдилл и Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, вз-ия восприятия и поведения индивидов по отн к другим членам группы Т. о., лидерство стало рассм как отн м/у людьми, а не как хар-ка отдельного индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассм лидерство как динамичное вз-ие м/у целями лидера и целями потребностями последователей, где функция лидера сводится к выбору достижению групповых целей. На современном этапе развития политико-психологической науки практически все исследования в области политического лидерства можно отнести к ситуативно -личностны теориям, т.к. ни у кого не вызывает сомнений необходимость учета обоих факторов. Следующей теорией является феномен лидера через его последователей. (Стэнфорд) Именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство. Данная теория принижает лидера, делая его марионеткой последователей, но если лидер взял власть в свои руки, он может отмахнуться от своих последователей (Сталин). Психологическая концепция: лидерство, как защита от страха, путем бегства в сферу господства. Избавление от комплексов путем навязывания своей воли другим.

История изучения политического лидерства представляет собой пример обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое лидерство - как " влияние ", другие - как " управление " третьи - как " принятие решений ", а четвертые признают лидерам только " новаторов ", тех, кто " ведет вперед ", а руководителей, управляющих продолжают называть чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя рассматривать однобоко политический лидер, скорее, сочетает в себе все эти качества, чем обладает только каким-то одним из них. В политологии, начиная с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных, легальных (бюрократических) и харизматических в зависимости от того, на чём основываются их претензии на власть (авторитет). Понимая под лидерством способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение» он предложил:

1. Традиционные лидеры ( вожди ) - опираются на вековые традиции н у кого не вызывающие сомнений. 2. Легальные лидеры - должны получить власть законным путем. ( Билл Клинтон, Ельцин).

Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет ) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество, которое М. Вебер называет " Харизмой " ( в раннехристианской литературе этот термин обозначает " боговдохновленность " ) Это качество не имеет четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у харизматического лидера были последователи желающие вручить ему политическую власть ( Ленин, Сталин). Анализируя подход М. Вебера к проблеме лидерства, необходимо учитывать, что он выделял «чистые типы» этого феномена. В реальной жизни индивид может «совмещать» свойства нескольких видов лидерства. Существуют четыре собирательных образа лидеров : " знаменосец " " служитель ", " торговец ", " пожарник ".1. Лидер - знаменосец отличается собственным видением действительности, имеет цель, увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп, формирует политическую проблематику. 2.Лидер - служитель - выражает интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи приверженцев являются для такого лидера центральными. 3. Лидер - торговец - основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться поддержания своей политики. 4. Лидер - пожарник - реагирует на требования масс, вызваны конкретной ситуацией, что и определяет его действия.

25. Особенности политических культур Запада и Востока.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской) организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательнсть участия граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившый гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской, кофуцианской и индо-буддийской культур.

Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:

1) ЗАПАД. Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном или ином превосходстве человека над человеком. ВОСТОК. Уверенность в божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим достоинством.

2) ЗАПАД. Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства граждан перед законом.ВОСТОК. Отношение к политике как к подвижнической, недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и принципам божественного правления; отрицание случайности политических событий и понимание политики как средства утверждения конценсуса, гармонии и мира.

3) ЗАПАД. Осознание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права собственности; примат идеалов индивидуальной свободы. ВОСТОК. Отрицание самодостаточности личности для осуществления властных полномочий, потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет идеалов справедливости; политическая индифферентность личности.

4) ЗАПАД. Признание индивида главным субъектом и источником политики, отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской деятельности индивида и группы. ВОСТОК. Признание главенствующей роли в политике элит и государства, предпочтение патроната государства над личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин, сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма.

5) ЗАПАД.Предпочтение личностью множественности форм политической жизни, состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии; предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных групп давления и т.д.). ВОСТОК. Предпочтение личностью исполнительских функций в политической жизни и коллективных форм политического участия, лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического лидера.

6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. ВОСТОК. Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.

7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установлений (кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения, понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий граждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и обычаев (местного права над формальными установлениями государства, тенденция сглаживания противоречий между нравственными традициями общности и законодательными установлениями как мотивами политического поведения.

8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций граждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизированность позиций, веротерпимость (за исключением исламских течений).

В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и власти формируют органически противоположные политические культуры (например в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна получила достаточно развитую партийную систему, парламентмкие институты и проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный интерес к религиям и образу жизни

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»