Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


перенести ее в Москву. Ф.Рузвельт назначил американскими

представителями генерал-майора Фоллета Брэдли, военного аташе в Москве

полковника Микела и военно-морского аташе капитана Данкина. Перед ними

была поставлена задача организовать поставку американских самолетов

через Аляску и Сибирь на Западный фронт, а также обеспечить советское

правительство информацией относительно условий переброски, ее маршру-

тов и технических характеристик перебрасываемой техники.

Конечно американская военная помощь сыграла немаловажную роль в

деле разгрома Вермахта, но все же главной и самой болезненной пробле-

мой зимой и весной 1943 года оставалось открытие "второго фронта". Со-

ветский народ устал в одиночку сражаться с врагом, в распоряжении ко-

торого был военный потенциал всей Европы, включая сюда и "нейтральные"

страны. Из Швеции, например, в Германию поставлялась марганцевая и ни-

келевая руда, без которой вермахт давно бы уже потерял все свои танки.

Из Испании и Португалии в Германию шло продовольствие: прежде всего

- 12 -

рыбные консервы, оливковое масло и фрукты. Швейцарские банки исправно

выполняли для Германии сложнейшие финансовые операции.

Срок высадки англо-американских войск во Франции откладывался

несколько раз. Вина за это лежит исключительно на военно-политическом

руководстве союзников, совершившем грубейшую ошибку стратегического

характера, не сумевшем просчитать те убытки, которые были неизбежны в

случае затягивания процесса освобождения Европы от "нового порядка",

установленного там немцами. Кстати, по числу жертв и разрушений он ос-

тавил далеко позади сталинский тип государства "диктатуры рабочего

класса".

Вместо реальных действий союзники предпочли позицию наблюдателей.

Они наблюдали за противостоянием СССР и Германии на протяжении всего

1943 года, оценивая и взвешивая шансы противников, размышляя, кто кого

одолеет в той страшной свирепой борьбе. Здесь заключается еще один

грубейший просчет руководителей военных ведомств США и Англии, не су-

мевших дать правильную военную оценку происходившим на их глазах собы-

тиям. А ведь именно военные специалисты должны своими советами пра-

вильно орентировать высшее политическое руководство на принятие карди-

нальных решений. С этой задачей они не справились.

В мае 1943 года У.Черчилль и Ф.Рузвельт приняли совместное реше-

ние об открытии "второго фронта" только в 1944 году, о чем и уведомил

И.В.Сталина. Последний, в который уже раз, обратился к главам союзных

государств с резким посланием (от 11 июня 1943 года), в котором прямо

указывал на невозможность принятия столь важных решений без участий

третьего партнера. В послании подчеркивалось, что принятое решение

окажет прямое воздействие на ход войны.

В послании У.Черчиллю от 24 июня 1943 года Верховный указывал на

многочисленные и широковещательные обещания британского премьера фор-

- 13 -

сировать Ла-Манш в августе или сентябре 1943 года. И.В.Сталин писал,

что теперь, когда десантная операция отложена, речь идет не о разоча-

ровании советского правительства, а о том, что не удается сохранить

миллионы жизней как в оккупированных странах Европы, так и в советской

армии. Иными словами, речь шла о сохранении доверия союзникам.

Все же, пока шла война, союзникам удавалось найти приемлемые

компромисные варианты. Например, было принято решение провести в Моск-

ве 18 октября 1943 года конференцию Министров иностранных дел СССР,

Англии и США. В ней приняли участие В.М.Молотов, А.Иден и госсекретарь

США К.Хэлл. Ф.Рузвельт пытался заменить Хэлла заместителем Госсекрета-

ря Уэллесом, настроенным резко антисоветски, противником каких-либо

совместных действий СССР и США, но последний сам отказался от поездки.

Он отдавал себе отчет, что его участие в переговорах неизбежно привело

бы их к срыву.

Повесткой для конференции предусматривались два основных вопроса:

1. О мероприятиях по сокращению сроков войны.

2. О подписании декларации по всеобщей безопасности.

Обсуждались на ней и другие вопросы, в частности, об отношении

союзников к Италии, о репарациях и об ответственности гитлеровцев за

совершенные военные преступления.

Первый вопрос повестки дня был практически полностью посвящен

проблемам открытия "второго фронта". Союзники обещали открыть его вес-

ной 1944 года, однако ставили перед этом ряд условий. Так, они ставили

перед Верховным Главнокомандованием СССР задачу принять меры к сокра-

щению количества германской истребительной авиации в Западной Европе.

Говорилось также и о том, что проведение десантной стратегической опе-

рации - дело настолько сложное, что требует резкого повышения актив-

ности советских войск для оттягивания части сил Вермахта с Западного

- 14 -

фронта на Восточный.

Несмотря на явную чрезмерность требований, удалось согласовать и

принять документы по первому вопросу. При обсуждении второго вопроса

на конференцию был приглашен посол Китая в СССР Фу Бинчан. 30 октября

1943 года главы делегаций СССР, США, Англии и Китая подписали Деклара-

цию по всеобщей безопасности (так называемая "Декларация четырех"),

заложив тем самым фундамент послевоенного устройства общества и основы

для формирования Организации Объединенных Наций.

Остальные вопросы конференции носили не столь глобальный харак-

тер. Вопрос о репарациях, например, был решен в принципе. Каждая из

жертв гитлеровской агрессии должна была получать репарации пропорцио-

нально своим потерям и утратам, но не в виде денежных выплат, а в виде

товаров и услуг. На конференции была также решена техническая проблема

обеспечения "челночных" операций американских и английских ВВС, для

чего советская сторона выделила союзникам аэродромы в районе Полтавы.

Конференция обсудила и приняла "Декларацию об ответственности гитле-

ровцев за совершенные зверства".

После окончания конференции, 30 октября 1943 года, в кремле сос-

тоялся прием для ее участников. Во время приема И.В.Сталин поздравил

всех присутствующих с успешным окончанием работы.

2КАКИМ БЫТЬ МИРУ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ?

В дипломатической истории Второй мировой войны особое место зани-

мает состоявшаяся 28 ноября - 2 декабря 1943 года Тегеранская конфе-

ренция руководителей трех великих держав. Именно в Тегеране впервые

собрались вместе три великих политика XX столетия - Ф.Рузвельт. У.Чер-

чилль и И.В.Сталин. При всей противоречивости своих действий и неод-

- 15 -

нозначности оценок этих людей со стороны современников и потомков, их

заслуги в победе над гитлеризмом неоспоримы. Не случайно многие исто-

рики считают Тегеранскую конференцию главным звеном в деятельности ан-

тигитлеровской коалиции.

28 октября, в 16 часов, конференцию открыл Ф.Рузвельт - самый

младший из трех Глав государств. Обсудить предстояло главным образом

две проблемы:

1. О скорейшем окончании войны.

2. О будущем человечества - послевоенном обустройстве мира.

В соответствии с решениями Тегеранской конференции, осуществление

долгожданной операции "Оверлорд" началось 6 июня 1944 года.

В условиях сложившейся военно-политической обстановки, когда на

повестку дня стал вопрос об освобождении стран Восточной Европы,

обострились проблемы определения восточных границ Польши, раздела сфер

влияния союзниках в Восточной Европе и на Балканах. Активизировалась,

например, деятельность польского эмигрантского правительства в Лондоне

во главе с Миколайчиком, которое стремилось восстановить польские гра-

ницы по состоянию на 1 сентября 1939 года. Эти притязания были поддер-

жаны У.Черчиллем в нарушение решений Тегеранской конференции, устано-

вивших восточные границы Польши, по так называемой "линии Керзона".

Тем самым британский лидер собственными руками заложил основу будущей

жесткой конфронтации между Западом и Востоком, которой в принципе мож-

но и нужно было избежать.

Тем не менее советское правительство твердо стояло за установле-

ние восточной границе Польши по "линии

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»