Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Государство в политической системе общества

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Министерство Образования РФ

Самарская Государственная Экономическая Академия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по Политологии на тему:

«Государство в политической системе общества».

Выполнил:

Студентка 5 курса

экономического факультета

заочного отделения

специальности

Проверил:

______________________

Оценка: ______________

Тольятти

2002 год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Государство как основной институт политической власти.

Причины его возникновения …………………………………………… 3

2. Формы государственного устройства и правления …………………. 8

3. Правовое государство и гражданское общество ……………………... 12

Список литературы ……………………………………………….……… 19

I. Государство как основной институт политической власти.

Причины его возникновения.

Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической вла-сти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выпол-няет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типоло-гическими чертами.

Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях:

1) в узком значении — как институт господства, как носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит «обществу»;

2) в широком — как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как об-щина. Здесь оно обозначает целое, охватывающее «государство» (в узком смысле) и «общест-во».

Отправной пункт политологического анализа государства — определение его основным элементом, сердцевиной политической системы.

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневеко-вье ограничивалось констатацией божественной сущности государства. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI—XVII вв. термином «государство» стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д. Заслуга введения понятия государства принадлежит Н.Макиавелли, использовавшего для обозначения государства тер-мин «stato» (лат. Status — положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «рес-публика» и «единовластное правление». Сначала термин «государство» укореняется в Испании («estado») и во Франции («etat»), позднее — в Германии («Staat»). С этого времени понятия «го-сударство» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широ-кое понятие республики как политического сообщества вообще.

Существует несколько концепций происхождения, природы и социального назначения государства.

Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основы-ваясь на тезисе «вся власть от Бога». Подчинение людей воле Божьей, принципам божественно-го разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого ро-да. Указанная концепция имела под собой реальные исторические факты: первые государствен-ные образования имели религиозные формы (правление жрецов), божественное право придава-ло власти авторитет, а решениям государства — обязательность. Современный католицизм также предполагает божественный генезис идеи государства и принципов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.

Патриархальная концепция интерпретирует государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности. Госу-дарство трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и его подданных отожде-ствляются с отношениями отца и членов семьи. Еще Конфуций изложил патриархально-патерналистскую концепцию государства. Он призывал правителей строить отношения с под-данными на началах добродетели. Государство — это развитая форма патриархальной власти, осуществляемая от имени всех и к общей пользе. На Руси к исходу средневековья использова-лась родовая идея вождя как господа (господаря / государя), т.е. могущественного деятеля, ре-гулирующего отношения с другими — чужаками.

В XVII—XVIII вв. оформляются договорные (контрактные) теории происхождения государства (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо). С точки зрения сторонников этих теорий, государ-ство возникло в результате сознательного и добровольного соглашения людей, которые прежде пребывали в естественном, догосударственном состоянии, но потом для того чтобы обеспечить свои права и свободы, решили создать государственные институты. Как отмечал французский мыслитель Д.Дидро, люди «осознали, что каждому человеку нужно поступаться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего об-щества и была бы… общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил».

В XIX в. были созданы основы марксистского учения о классах и государстве, согласно которому государство представляет собой политическую машину для подавления господ-ствующими классами трудящихся масс. Государство возникает вместе с разделением общества на классы и ростом классовых антагонизмов. В.И.Ленин подчеркивал: «Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», кото-рый узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновении классов». Марксизм пред-полагает, что классы исчезнут так же неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет («отомрет») и государство — таков конечный вывод мар-ксистской теории.

В конце XIX в. объяснение генезиса государства пополняется теорией завоевания (на-силия). Ее сторонники (Л.Гумплович, К.Каутский) полагали, что первые государства возникли в результате воздействия внешнего фактора — завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих обществ и эксплуатации их победителями. Не божественное про-видение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие — «вот родители и повивальная бабка государства», — полагал Л.Гумплович. В целом, как показали сравнительно-исторические исследования последних деся-тилетий, не существует единой и обязательно причины возникновения государства. На этот процесс оказывали влияние самые разнообразные внутренние и внешние факторы: увеличение прибавочного продукта, совершенствование технологий географические условия, этнические отношения, рост народо-населения, экология, война и завоевание, внешнее влияние и торговля идеологический и фактор и т.д. Так, причиной появления первого в истории славян государства Карантании (территория нынешней Словении) стали не классовые антагонизмы, а сильное влияние Рима. Абсолютная монархия на Руси складывалась в силу необходимости национальной обороны. И в то же время процесс централизации государственной власти был процессом насильственного присоединения русских земель — княжеств к единому центру, Мо-скве.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в го-сударственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политиче-ской науке выделяются следующие типы государства: традиционные, сложившиеся преиму-щественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными, и конституцион-ные, ограничивающие власть правом (конституцией) и строящиеся на основе разделения вла-стей.

Государство Нового времени (современное государство) имеет ряд характерных черт, важнейшие из которых признаны мировым сообществом и используются им в качестве крите-риев признания отдельных государств субъектами международных отношений, обладающими определенными правами и обязанностями. Такими критериями выступают три важнейших кон-ституирующих элемента государства: территория, население (народ) и суверенная власть.

Территория - это физическая, материальная основа государства. Территориальный при-знак построения отличает государство от родоплеменных, религиозных, общественно-политических и других объединений.

Территория как признак государства нераздельна (принадлежность земли многим част-ным собственникам не делит между ними территорию); неприкосновенна, что находит свое вы-ражение, в частности, в принципе невмешательства публичной власти в дела другого государ-ства исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства); неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население как составляющий элемент государства есть человеческое сообщество, про-живающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. В международном праве народ фактически отождествляется с населением, которое может быть полинациональ-ным, состоять из различных племен, народностей и даже наций, при этом необязательно, чтобы все они идентифицировали себя с государством или титульной нацией (таковы, например, кур-ды в Турции).

Целостность народа, т.е. всеобщее подчинение населения существующей власти, являет-ся важнейшим условием целостности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»