Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Институты государственной власти в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Содержание

1. Введение…………………………………………………2

2. Процесс становления института президентства в РФ..3

3. Государство – ведущий институт политической системы.

3.1 Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5

4. Заключение……………………………………………10

Введение

Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людь-ми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упо-рядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью ма-териальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические инсти-туты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере поли-тических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку при-званы поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать ин-тересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменя-ются вместе с изменением общественных организмов , которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной историче-ской ситуации.

Процесс становления института президентства в РФ

Президентство – принципиально новый государственный институт в Рос-сии, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, соз-дание этого института мотивировалось необходимостью укрепления испол-нительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить ус-тойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обста-новки в стране.

Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономиче-ского и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в усло-виях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов прохо-дила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со сторо-ны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союз-ного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их опе-ративную деятельность.

При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также пра-вительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управле-нии страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные рес-публики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительст-во, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В миро-вой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской рес-публик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструиро-вание института президентства в России.

Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентри-руется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет сущест-венную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечествен-ный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правово-го положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Пра-вительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед фе-деральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разде-ления властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились поло-жения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законода-тельных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполни-тельной власти.

Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе те-перь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы прав-ления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приоб-рел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента Российской Феде-рации, он усилен.

Государство – ведущий институт политической системы

1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

В научной литературе существует несколько концепций происхождения госу-дарства. Теократическая концепция связывает возникновение государства с божьим установлением.

Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекун-скую, отеческую, возникающую в результате соединения родов в племена, племен в общности.

Договорная концепция выводит государство из соглашения между правите-лями и подданными, заключаемого в целях организации общественной жизни. Го-сударство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в ес-тественном состоянии постоянно конфликтуют.

В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумпло-вич. Он считал, что государство возникло как результат порабощения слабых групп более организованными и более сильными. Марксизм объясняет возникно-вение государства, развитием производства, имущественной и классовой диффе-ренциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и политически. Переходной формой к государству признается выделение прослойки вождей.

Современная теория государства является юридической, ибо основание госу-дарства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определенной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория госу-дарства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения международного права.

Термином «государство» обозначается особый тип социальных явлений, харак-теризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и под-чинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. чело-веческое сообщество, проживающее на его территории и подчиняющееся его вла-сти. Население государства может состоять из одного народа или быть многона-циональным.

Третьим составляющим элементом государства является власть, иными слова-ми, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества. Политическая элита принудительно навязы-вает власть, используя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведе-ние масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что «государство... - это отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство существовало, те, над кем осу-ществляется господство, должны признавать власть тех, кто господствует в дан-ный момент».

Итак, государство — это политическая целостность, образуемая нацио-нальной или многонациональной общностью, закрепленной на определенной территории,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»