Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

История социалистических учений

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:

“ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕ-НИЙ.”

Реферат по политологии

на тему:

“История социалистических учений”

План:

1. Введение

2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма

3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII-XVIII века)

4. Глава III Критический утопический социализм

5. Глава IV Утопический социализм в России

Введение

Еще во времена античности отдельные представители передовой обще-ственно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, осно-ванного на принципах равенства. Однако первые социалистические учения поя-вились в эпоху первоначального накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетенных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движе-ний. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социа-лизму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

История утопического социализма делится на три больших этапа:

- ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII века);

- утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализма (XVII - XVIII века);

- утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).

Критерием такого деления является классовая обусловленность возник-новения социалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО

УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА:

В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западно-европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характе-ризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением фео-дальных отношений, обесцениванием крестьян, возникновением промышлен-ных монофактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты выступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение человеком земных потреб-ностей. Однако они отрицательно относились к революционному движению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализма Томас Мор (1478-1535), который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком-человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где господствует общественная собственность. Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демократического централизованного государства посредством внедрения общественного производства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наивности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.

Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальянский монах Тосмано Компанелла (1568-1639). В произведениях Т. Ком-панелла подвергаются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, ленность, тунеядство, отвергает частную собст-венность и противопоставляет ей общественную. Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Компанелло, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и уважения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способ-ностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. “Утопию” Т. Мора и “Город Солнца” Т. Компанелло объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения фео-дальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освобо-дительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ

БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И

СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).

Второй этап развития утопического социализма развертывается в усло-виях подготовки и проведения буржуазных революций. Одним из основополож-ников этого этапа является английский социалист - утопист Джерард Уинстэни (1609-1652). Основные положения его памфлета “Закон свободы” (1652 г.) тес-нейшим образом связаны с английской буржуазной революцией. Именно по-этому “Закон свободы” относят ко второму этапу развития теории утопического социализма и видят в нем новую страницу в развитии последнего. Важной от-личительной чертой утопического социализма Д. Уинстэни выступает то, что его идеи носят революционный характер, тесно связаны с практической борь-бой народных масс за свое социальное освобождение. Историческое значение “Законы свободы” Уинстэни состоит в том, что в нем впервые выражено требо-вание создания государства, основанного на общественной форме собственно-сти и равномерном распределении земли между теми, кто ее обрабатывает. Ис-ходя из окружающей действительности, реально сложившихся социально-экономических отношений в результате английской буржуазной революции. Д. Уинстэни создает качественно новую социальную утопию, ибо разрабатывает ее не рационалистически, а как конечный результат того общественного переворо-та, который произошел в 40-х годах XVII века в Англии. В “Законе свободы” впервые встречается конструктивная критика капиталистических общественных отношений с позиций зарождающегося пролетариата.

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историческое значение утопического социализма Мелье (“Заве-щание”) состоит в том, что он первым соединил идею создания нового социаль-ного строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудя-щихся масс за свое освобождение.

В рассматриваемый период заметное место принадлежит Мориани и его произведению “Кодекс природы или истинный дух ее законов” (1754г.). Мо-риани стоит на позиции полного уничтожения частной собственности в интересах пролетариата и крестьянства, ибо господство частной собственности, по его мнению, является основной причиной социального зла. Мориани - типичный представитель того направления утопического социализма, которое выступало за аскетический коммунизм. Характерной чертой его учения является грубая уравнительность, которая, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, была присуща всем движениям предпролитариата. В наивности и утопичности теории Мориани нашел свое отражение уровень развития производительных сил и общественных отношений, который был присущ Франции середины XVIII века. В этот период во Франции заметное распространение получают коммунистические идеи Габриэля Бонно де Майли (1709-1785). Его общественно-политические взгляды наиболее полно отражены в следующих произведениях: “О правах и обязанностях граждан” (1758); “О законодательстве или принципы законов” (1776). Основой мировоззрения Майли является то, что люди равны от природы, что имущественное неравенство появляется с возникновением частной собственности. Последняя порождает различные пороки, в том числе угнетение, войны, сословную борьбу.

Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадлежит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым уто-пистом, попытавшимся практически соединить идею коммунизма с идеей рево-люции. Разработка конкретной программы практических революционных пре-образований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только переходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставленных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.

Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпро-летариата и крестьянства против феодализма, против зарождающихся буржуаз-ных отношений. Рационализм, идеи равенства людей от природы,

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»