Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Конституция Российской Федерации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


План.

1. ВВЕДЕНИЕ 2

2. СООТНОШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ С ДРУГИМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ 4

3. СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ РФ 6

4. ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РФ 7

5. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И СУВЕРЕНИТЕТ 9

6. ПРИОРИТЕТ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ПО КОНСТИТУЦИИ РФ 10

7. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 11

7.1. ЛИЧНОСТЬ И ГОСУДАРСТВО 13

7.2. СУВЕРЕНИТЕТ ГОСУДАРСТВА 13

7.3. ФЕДЕРАЛИЗМ 14

7.4. ГРАЖДАНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15

7.5. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ 15

7.6. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ 15

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

9. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18

1. Введение

Конституция — основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства. В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества, как это было в 1992—1993 гг. в нашей стране. Конституция содержит положения, заметно отличающиеся друг от друга. В ее тексте имеются декларации, программные заявления, ссылки на историю. Но вместе с тем ей присущ юридико-нормативный характер. В этом отношении она не отличается от других законов. Свойства Основного закона проявляются в Конституции в другом. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование. Конституция чаще, чем другие законы, в том числе и кодексы, адресуется к обществу в целом, российскому народу, социальным слоям, народам и другим этническим группам, субъектам Федерации, человеку и гражданину. Для конституционного развития показательно повышение уровня обобщенности правового регулирования. Слово “Конституция” - латинского происхождения, от constitutio, - установление, устроение. Традиционно этим термином определяется Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные права и обязанности граждан.

Основной Закон - это фундамент законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и с государством. Конституция нужна для того, чтобы законы не противоречили друг другу и не нарушали права и свободы граждан.

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. И это закономерно. Конституция важна и необходима для современного государства прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное - конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство. Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то конституция - это основание, стержень и одновременно источник развития всего права. На базе конституции происходит становление различных отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых, создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и культуре.

Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический, правовой характер и в не человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.

Основы российской государственности раскрывается в главе 1 "Основы конституционного строя", в главах 3 - 8, посвященных построению новых институтов власти и федеративному устройству России.

Для развития Российского государства исключительно важны положения преамбулы Конституции Российской Федерации о сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия: слишком долго нашу единую Родину разрывали, да, к сожалению, и сегодня мешают ее свободному развитию всякого рода конфликты, как социальные, так и национальные. Это - стержневая идея российской Конституции. И как подлинно суверенное государство Россия самостоятельно приняла свою Конституцию на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции референдумом является существенной гарантией устойчивости нашего основополагающего Закона.

В преамбуле обращается внимание на то, что Конституция подтверждает незыблемость демократической основы Российской Федерации, фиксируется, что она принята с целью обеспечить благополучие и процветание страны, исходя при этом из нашей общей ответственности за свою Родину не только перед нынешним, но и будущими поколениями.

2. Соотношение Конституции РФ с другими нормативными актами

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Новая Конституция занимает верховенствующие положение в правовой системе страны. Ее положение являются первичными. Все остальные правовые акты, принимаемые в рамках Российской Федерации, в том числе федеральные законы, конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, должны соответствовать Конституции Российской Федерации. Это же относится к договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, ибо речь идет в данном случае о конституционном, т. е. внутригосударственном, а не о международном праве.

Коренное обновление российского общества и государства, связанное с принятием Конституции 1993 г., не могло не повлечь столь же существенного пересмотра текущего законодательства Российской Федерации. Однако подобная задача — дело отнюдь не одного дня и даже не одного года. В этих условиях включение в текст Конституции нормы, определяющей порядок взаимодействия новых и старых норм, представляется одним из наиболее удачных решений: “Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ” (Раздел 2 “Заключительные и переходные положения” п. 2). В обычных условиях вопрос о соотношении нормы закона или иного нормативного правового акта и нормы Конституции безусловно относится к компетенции Конституционного Суда.

После принятия новой Конституции России Президент Российской Федерации 24 декабря 1993 г. издал Указ «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Этим Указом были признаны недействующими и не подлежащими применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами более 40 нормативных правовых актов и их отдельных положений. Работа по приведению нормативного массива в соответствие с нормами Конституции РФ продолжается и в настоящее время. Как и подобает Основному закону государства, Конституция РФ занимает верховенствующее место в правовой системе. Ее положения являются первичными, исходными, основополагающими. Ни один другой закон не может отменить или изменить норму Конституции, равно как и быть поставлен на один уровень с ней.

Не делается исключение и для федерального конституционного закона, который представляет собой разновидность федерального закона. В иерархии федеральных законов такой закон занимает наиболее высокое положение. Он находится как бы непосредственно под Конституцией, ближе всего к ней. Отличие федерального конституционного закона состоит в том, что он принимается не по всем вопросам, а только по тем, которые прямо определены Конституцией, и для его принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство. Но не более того. Представления о том, что федеральный конституционный закон является составной частью Конституции, неверны. Конституция 1993 г. не дает оснований для подобного толкования. Мировая практика также свидетельствует против него. В тех редких случаях, когда отождествление Конституции и конституционного закона имело место, в понимании и истолковании Конституции, определении действующей конституционной нормы возникали серьезные затруднения.

Не могут расходиться с Конституцией также договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о примате международного права и, в частности, международных договоров здесь неприменимы. Договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации относятся к внутригосударственному, а не к международному праву.

Конституция выступает как юридическая база для развития

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»