Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Концепция ненасилия и политическая реальность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Российская Федерация

Министерство образования

Нижневартовский экономико-правовой институт (филиал)

Тюменский государственный университет

Экономический факультет

Кафедра «Экономики»

Контрольная работа

По дисциплине «Политология»

«Концепция ненасилия и политическая реальность»

Выполнила:

Студентка курса

Группы

Заочное отделение

Специальность «Менеджмент организации»

Подпись ____________

Нижневартовск - 2003

Содержание:

1. Концепция ненасилия в политике 3

2. Пацифизм 4

3. Антимилитаризм 6

4. Философские убеждения 9

Список использованной литературы: 13

1. Концепция ненасилия в политике

Указанная концепция признает необходимость, целесообразность и оправдан-ность отказа от использования насилия, силы вообще при решении каких бы то ни было политических и социальных проблем, ставит в основу политической деятель-ности принципы гуманизма и требования общечеловеческой морали и нравственно-сти.

Идея ненасилия родилась в древневосточных религиозных культах. Она пред-ставляла собой неотъемлемую часть общемировоззренческих систем индуизма, буд-дизма и конфуцианства. Концепция ненасилия получила свое отражение и развитие в раннем христианстве, которое вырабатывает свой подход к ненасилию, заклю-чающийся в концепции самопожертвования и любви к ближнему. Переход христи-анства в ранг государственной религии ознаменовался отступлением от принципа ненасилия как абсолютного пацифизма. По мнению Августина, из любви к ближне-му христианин может нарушить обет непротивления и прийти ему на помощь, при-менив даже оружие. Такая трактовка ненасилия, по существу, оправдывала насилие, что и подтвердилось в жестоких и кровавых походах XI - XIV веков.

Очищение и возрождение идей ненасилия стало одной из целей западной Рефор-мации. Протестантизм стремился перевести раннехристианские заповеди в плос-кость нравственности, в принципы практического поведения. В этом виде средневе-ковое сектантское движение оказало существенное влияние на различные христиан-ские течения Нового времени, воплотившись в наиболее законченной форме в дви-жении квакеров.

В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное вы-ражение в учении непротивления злу насилием Л. Толстого и в принципах нена-сильственных действий в политической сфере М. Ганди.

Ненасильственные идеи М. Ганди имеют глубокие корни в индийской культуре и религии, а также испытали воздействие христианства. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной сферы, лишь опосредовано влиявшей на поли-тические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненаси-лие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием. Для Ганди конечной целью является усовершенствование мира, преобразование его посредством любви и глубочайшего уважения к человеку.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин не только подвергли критике учения о нена-силии Л. Толстого и М. Ганди, другие пацифистские концепции, но и осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верно-го, по их мнению, пути решительной, революционной борьбы за социальную спра-ведливость. Утверждая эти принципы классовой борьбы в практике внутреннего пе-реустройства России и в ее взаимоотношениях с окружающим миром, последовате-ли их учения, и прежде всего, И.В. Сталин, объявили пацифизм и принципы ненаси-лия, по существу, вне закона.

В наши дни нет оснований утверждать, что ненасилие заложено в природе чело-века или является универсальным принципом мироздания. Но столь же безоснова-тельным, по-видимому, было бы и утверждение обратного. Последние годы показы-вают, что дальнейшее развитие межгосударственных отношений, снятие с них раз-ного рода идеологических предубеждений, открывают путь к установлению миро-любивых, основанных на компромиссе и неприменении силы отношений между странами, их равноправном сотрудничестве.

2. Пацифизм

Пацифисты всегда выступали против службы в армии, если призывник считает себя пацифистом, то весьма полезно знать побольше об этом движении. Ниже при-водятся основные сведения о нем.

Пацифизм (от лат. Pacificus - умиротворяющий) - международное антивоенное политическое движение, выступающее принципиально против всяких войн. Сто-ронники пацифизма стоят на принципах морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы. Пацифизм явление не новое. Пер-вые пацифистские организации возникли еще в эпоху наполеоновских войн. К кон-цу XIX века пацифизм, выражавшийся главным образом в требованиях запретить войны, осуществить всеобщее разоружение, ввести третейские суды для разрешения конфликтов, получил существенное распространение в Великобритании и США, хо-тя не сумел оказать заметного влияния на международные отношения. Однако к за-слугам пацифистов относят отмену воинской повинности в Великобритании.

После второй мировой войны в движение сторонников мира включились многие видные деятели - пацифисты (особенно из среды христианской общественности) и их организации. Это в большой степени способствовало проведению ряда междуна-родных антивоенных конгрессов и деятельности созданного ими Всемирного Совета Мира.

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями.

Вольтер

На рубеже 70-80-х годов обнаружился массовый приток участников в антивоен-ные организации пацифистского толка, особенно в странах Западной Европы. Ла-герь пацифизма пополнился новым сильным течением, не связанным непосредст-венно с конфессиальной мотивацией. Этими движениями явились различные граж-данские инициативы, защитники окружающей среды, охватившие массы молодежи, женщин, интеллигенции, деятелей культуры и науки. Пассивность сменилась в дея-тельности пацифистов такими формами борьбы как демонстрации, марши, блокады, пикетирования, "живые цепи" и т. д.

Пацифизм как политическая позиция и как известное состояние общественной психологии менялся на протяжении истории своего существования. Он связан со стремлением к миру, с отрицанием войны как средства разрешения международных споров и, в определенной мере, с представлением о непротивлении злу насилием. Пацифистское движение дает возможность людям различных политических убеж-дений, партийной принадлежности и вероисповеданий принять участие в гуманном движении - борьбе за мир.

3. Антимилитаризм

Антимилитаризм - политическое движение социально разнородных сил, объеди-ненных идеей борьбы против использования вооруженного насилия при разрешении внутренних и межгосударственных противоречий в национальном, региональном и глобальном масштабах. Антимилитаризм, как и пацифизм, относится к антивоен-ным движениям. Но в отличие от пацифизма, антимилитаризм был долгое время на-правлен не против войны вообще, а против вооруженного насилия в несправедли-вых, реакционных целях.

Антимилитаризм уходит в глубь истории общества, раздираемого социальными противоречиями. Почти четыре столетия назад против милитаризма выступал Э. Роттердамский. Спустя два столетия И. Кант в трактате "О вечном мире" глубоко обосновал обреченность войны и милитаризма исторически обусловленным процес-сом их самоизживания. В наиболее зрелом и организационно оформленном виде ан-тимилитаризм сложился в годы, предшествовавшие первой мировой войне. Это бы-ло естественной реакцией прогрессивных социальных сил на агрессивные устремле-ния зачинщиков и организаторов первой в истории бойни в мировом масштабе. В годы второй мировой войны значительно возросший по своим масштабам и эффек-тивности антимилитаризм сыграл существенную роль в разгроме германского и японского милитаризма.

Как только одно государство увеличивает число своих войск, другие увеличи-вают свои, так что от этого ничего не получается, кроме разорения.

Ш. Монтескье

Сделать обоснование своей антимилитаристской позиции сейчас, к сожалению, не составляет большого труда. Обоснованием этого является прошедшая война в Чечне. По официальным данным, число убитых солдат и офицеров федеральных войск превысило полторы тысячи человек, раненных около 5 тысяч. Однако это только официальные данные и они вызывают большие сомнения. Об этом уже гово-рилось выше. Но большая часть убитых и раненных приходится на мирное населе-ние. Война в Чечне велась с крайней жестокостью. Нормами ее являлись:

• массированные артобстрелы жилых кварталов с применением систем залпового огня;

• ракетно-бомбовые удары по населенным пунктам с использованием кассетных шариковых бомб и игольчатых боеприпасов, неизбирательно поражающих большую площадь, что привело к многочисленным жертвам среди мирного населения;

• "зачистка территорий" с помощью гранат, бросаемых в подвалы домов, где прята-лись женщины, старики, дети;

• интернирование невооруженных чеченцев-мужчин в так называемые фильтрацион-ные и накопительные пункты, в которых мужчины подвергались издевательствам, избиениям и пыткам;

• мародерство с последующим сожжением разграбленных жилищ;

• обстрелы и бомбежки госпиталей.

При всем при этом не стоит забывать самого главного - война велась против соб-ственного народа, против граждан России. Стоит ли после этого, служить в такой армии?

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»