Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Легитимность власти

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Понятие "власть" относится к числу широко употребляе-мых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, од-нако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господ-ствуют над волей и действиями других.

Власть выступает главным объектом вожделений и взаимо-действий групп, общностей, организаций. Но власть оказывается наиболее таинственным явлением в политике, природу которого выявить непросто. В самом деле, что такое «власть» — абстракция, символ или реальное действие? Ведь можно говорить о власти че-ловека, организации, общества, но одновременно и о власти идей, слов, законов. Что заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо — боязнь насилия или желание повино-ваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхищались и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втаптывали в грязь».

Политическая власть – способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представ-ляющих её организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или не-насильственными средствами.

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМ-НОСТЬ.

Легитимность представляет собой форму поддержки, оп-равдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Все в жизни общества имеет начало. Есть свое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это нача-ло, многое зависит в дальнейшей ее судьбе. В большинстве случа-ев политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или бо-лее человеческих жизней и до основания может разрушить хозяй-ство страны. Трагедии, тесно увязанные с установлением власти, народ не забывает и помнит. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно воз-главившей страну, остается неискоренимым, отношение между властвующими и народными массами держится, как правило, на страхе последних.

Иные отношения у народа к власти, изначально законной, официально признанной самим обществом и зарубежными государствами. Такое первоначальное правомочное становление вла-сти способствует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо отметить, что само по себе изна-чально законное установление власти не всегда есть гарантия то-го, что в дальнейшем эта политическая власть вполне оправдает доверие народа. Известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много пе-речислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, особенно в последние годы.

Итак, признание обществом законности, правомерности официальной власти — это фундаментальная ее характеристика. В политологии данная характеристика известна под понятием "ле-гитимность" (от лат. legitimus - законный). Сразу надо сказать, что речь идет об общественном признании власти, о доверии и под-держке, которые оказывают ей общество, народ, а не о правовом, юридическом закреплении политической власти в соответствующих государственных документах. Получить юридическую, правовую законность тем, кто взял в свои руки власть, несложно. Поэтому и цена такого формального признания власти не столь велика в сравнении с признанием политической власти народом, т.е. легитимностью политической власти. Соответственно, следует различать понятия "легитимность власти" (общественное признание ее законности) и "легальность власти" (правовое, формальное ее закрепление).

В одних политических системах власть может быть легаль-ной и не легитимной, как, например, при правлении метрополий и колониальных государствах, в других – легитимной, но неле-гальной, как, скажем, после свершения революционного перево-рота, поддержанного большинством населения, в-третьих, — и ле-гальной, и легитимной, как, к примеру, после победы определен-ных сил на выборах.

В истории политической мысли высказывалось немало разноречивых взглядов относительно самой возможности легити-мации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических пози-циях и платформе естественного права, исходят из того, что леги-тимность возможна и реальна, поскольку в человеческом общест-ве наличествуют некие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть.

В то же время немало ученых полагает, что как раз отсут-ствие таких общих для всех идей в сегментированном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Так, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивны, а потому все свободны и в конструировании своей жизни, и в отношении к власти. Вместе с тем сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная догово-ренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минималь-ного социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функ-ционировании политического режима.

Иной подход еще в XVIII в. предложил английский мысли-тель Э. Берк, который разделил теоретические и практические ас-пекты легитимности. Легитимность он анализировал не саму по себе, а связывал её только с конкретным режимом, с конкретны-ми гражданами. По его мнению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному конст-руированию легитимности.

В настоящее время в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, фиксируя значи-тельно более широкий круг её источников и форм. Так, в качест-ве основных источников легитимности, как правило, рассматри-ваются три субъекта: население, правительство и внешнеполити-ческие структуры.

Легитимность, которая означает поддержку власти со сто-роны широких слоев населения, является самой заветной целью всех политических режимов. Именно она в первую очередь обес-печивает стабильность и устойчивость власти. Положительное от-ношение населения к политике властей и признание им право-мочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными поли-тическими и гражданскими традициями, механизмами распро-странения идеологий, процессами формирования авторитета раз-деляемых «верхами» и «низами» ценностей определенной органи-зацией государства и общества. Это заставляет относиться к леги-тимности как к политико-культурной характеристике властных отношений.

Население, как уже отмечалось, может поддерживать пра-вителей и тогда, когда они плохо управляют государством. В силу этого такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Поэтому при такой форме легитимности в главу угла ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплимен-тарность граждан к существующему режиму,

В то же время легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правитель-ством) и политическими структурами (проправительственными партиями), побуждающими массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Такая легитимность, базируемая уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отноше-ний с государством. Она непосредственно зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убежде-ния людей в справедливости и оптимальности сложившихся поли-тических институтов и проводимой ими линии поведения.

Для формирования такой легитимности громадное значе-ние приобретают институциональные и коммуникативные ресур-сы государства. Правда, подобные формы легитимности нередко оборачиваю излишней юридизацией, позволяющей в конечном счете считать любое институционально и законодательно оформ-ленное правление узаконенным правом властей на применение принуждения. Таким образом, легитимность по сути отождествля-ется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может формироваться и внешними полити-ческим и центрами — дружественными государствами, междуна-родными организациями. Такая разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей госу-дарств, в условиях международных конфликтов.

Категория легитимности применима и для характеристики самих политиков, различных институтов, норм и отдельных орга-нов государства.

Иными словами, и внутри государства различные полити-ческие субъекты могут обладать разным характером и иметь раз-ный уровень поддержки общественным или международным мне-нием. Например, институт президента Югославии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»