Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Личность и политика

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ДОНЕЦКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1

по предмету «Политология»

Тема №15: «Личность и политика»

студентки группы «А-1»

3 курса заочного отделения

Петрасюк Оксаны

Зачетная книжка №646

Донецк – 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Личность как первичный субъект политики и политических отно-шений.

3

2. Политическая социализация личности, объективные и субъектив-ные факторы, определяющие ее характер и содержание.

8

Заключение 14

Литература 15

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с политическими элитами, партиями, социальными и профессиональными группами, организациями и движениями субъектом политики выступает личность. Она яв-ляется исходным, первичным политическим субъектом, поскольку из личностей состоят партии, политические элиты, профессиональные группы, движения, классы, нации. Нако-нец, личности являются гражданами государства и в этом качестве активно взаимодейст-вуют с властью. Когда-то Аристотель, определяя сущность человека, назвал его политиче-ским животным. По мнению античного философа, сущность человека – в его политических свойствах. «Один только человек из всех живых существ, -писал Аристотель, - одарен ре-чью... Это свойство людей, отличающее их от всех остальных существ, ведет к тому, что только человек способен к чувственному восприятию таких понятий, как добро и зло, спра-ведливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства…»

1. Личность как первичный субъект политики и политических отношений.

Политическая действительность дана нам через деятельность субъектов политики. В этом процессе ее субъекты выступают как носители политических отношений, организуют, видоизменяют или устраняют политические институты и организации. Субъекты политики – носители более или менее устойчивой политической активности. В их роли могут выступать лишь «существа» (индивиды или группы), реализующие сознательно (самостоятельно) выра-ботанные цели. Та или иная группа становится субъектом политической деятельности тогда, когда формируется ее способность к политическому целеполаганию.

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечал еще древ-негреческий философ Протагор, «человек – есть мера всех вещей». 1, с.80 Это положение полностью применимо и в политике. Именно личность, ее интересы, потребности, мотивы, ценностные ориентации и цели выступают «мерой политики», движущим началом социаль-но-политической активности народных масс, социальных групп, этнических общностей, на-ций, элит, организация и институтов, выражающих их интересы. Личность – первичная суб-станция политики.

Личность является субъектом политики особого рода в силу того, что ее статус не явля-ется таким же, как у других субъектов политики (больших и малых социальных групп, вы-ражающих интересы их организаций). Она представляет собой первичный атом политики, особое биосоциальное образование со сложнейшим внутренним устройством и организаци-ей, которое развивается в силу определенных законов, одновременного воздействия внут-ренних и внешних факторов.

Личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды: социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных, половозрастных и др. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социально-политических ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявления поведения и сознания, а с другой – придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально-обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизио-логических свойств субъекта.

Психологическое ядро личности – это индивидуально-целостная система ее субъектив-ных, оценочных и избирательных отношений к действительности, представляющих собой обобщенный опыт взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми. Рассмотрение различных проявлений личности с учетом ее общественной природы позволяет полагать, что ее интегрирующим и ведущим свойством как субъекта политики является социально-политическая направленность.

Вопрос о политической позиции (направленности) личности имеет принципиальное значение для мира политики. Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определенной направленности, возможности и меры ее влияния на политическую жизнь. Долгое время в нашей политической практике личность практически не признава-лась самостоятельным и свободным субъектом политических действий. В роли таких субъек-тов могли выступать лишь народные массы, политические общности и объединения. Лич-ность могла участвовать в политической жизни лишь в качестве члена официальных струк-тур с жесткой регламентацией политических функций.

В передовых обществах действует тенденция «вывода» личности на передний план в политике. Это предопределяется развитием демократических тенденций в обществе и мире в целом, растущим недоверием к политическим институтам, достижениям ИТР в сфере СМИ. Не случайно возрастает значение референдумов в политической жизни общества как возможности прямого личностного выражения своего отношения к тем или иным политиче-ским событиям; прямых выборов высших должностных лиц государства и вообще прямого голосования.

Любая личность объективно включена в политическую деятельность. Степень же пони-мания ее механизма, желания и умения в нее включиться предопределяет место граждани-на в сфере политики. Иногда это приобретается, порой достается по наследству в прямом или переносном смысле, даже в силу обычаев или традиции.

Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое зна-чение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения, что в свою очередь составляет не-обходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач. Так, каче-ственное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию че-ловеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс. Но возможны ли творчество, осознанная активность, заинтересованное участие вне демократии, доверия, гласности? Ответ однозначен: нет.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является непременным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противо-действия бюрократическим извращениям в деятельности аппарата управления, отделения функций управления от общества. Известно, например, что авторитарный, административ-но-командный стиль руководства отчуждает людей от власти, порождает замкнутость, не-искренность, отдаляет аппарат управления от народа. Очевидно, что этот стиль настолько же неэффективен, насколько неэффективен преимущественно экстренный путь развития экономики. Альтернатива авторитаризму – демократический метод руководства и общения с людьми, уважительное отношение к мнению и политической позиции человека.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих чле-нов участвовать в управлении делами государства. Не хлебом единым жив человек. Любые достижения предприятия, отрасли, региона, народного хозяйства в целом – это по большему счету все-таки промежуточный результат, конечный же – всегда человек. Участие в демо-кратическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, форми-рования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. Можно предположить, что по мере все более полного удовлетворения основных материаль-ных потребностей человека, роста его культурного уровня, самосознания и самоутвержде-ния будут развиваться потребности и интересы участия в общественно-политической жиз-ни. Всесторонне развитый человек – это, помимо прочего, и активный общественный дея-тель. Очевидно, чем дальше, тем в более широких масштабах наше общество будет сталки-ваться с этой тенденцией. Предоставление личности возможностей для осознанного, актив-ного участия в общественно-политической жизни – это способ возвышения человеческого в человеке.

Каждая личность – хочет того или нет – является гражданином государства (это наибо-лее непосредственная, общая для всех личностей политическая роль и отправная социально-политическая установка); каждая личность является членом какой-либо социальной группы, представителем нации или народа и т.д. Уже сама объективная групповая принадлежность детерминирует в какой-то степени условия индивидуального существования личности. Сле-довательно, даже если кто-нибудь был бы аполитичным, даже считал, что является свобод-ным от любой политики, он все равно является «вплетенным» в политику по крайней мере таким образом, что является предметом политических воздействий. Отсюда проистекает наличие по крайней мере трех резервов расширения и активизации в политике человече-ского фактора. Во-первых, за счет количественного увеличения числа людей (новых полити-ческих рекрутов), принимающих непосредственное или осознанное участие в политике. На-пример, расширение электората

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»