Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Личность как субъект и объект политики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Министерство образования и науки Украины

Национальный горный университет Украины

Кафедра украиноведения и политологии

Реферат

по дисциплине «Политология»

на тему:

«Личность как субъект и объект политики»

Выполнила: ст. группы МО-01-1

Мазина Мария

Преподаватель: асс. Вергун А.В.

Днепропетровск

2003

Оглавление

Введение 3

Раздел I.Личность как первичный субъект и объект политики 4

Группы субъектов 4

Классификация субъектов политики 4

Первичный субъект политики 5

Патерналистская концепция личности 6

Политический человек у Платона и Аристотеля 7

Раздел II.Личность в политическом процессе 9

Факторы влияния политической деятельности на личность 9

Мотивация участия в политическом процессе 9

Предпосылки для участия личности в политическом процессе 10

Черты личности, необходимые успешному политику 11

Заключение 14

Литература 15

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных лично-стей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержа-ние и направленность политического процесса, всей политической жизни об-щества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного рас-крытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения об-щественных задач. Качественное преобразование всех сторон жизни предпола-гает всемерную интенсификацию человеческого фактора, активное и созна-тельное участие в этом процессе широких народных масс. Но вне демократии, доверия и гласности становятся невозможны ни творчество, ни осознанная ак-тивность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским об-ществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управле-ния, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потреб-ность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Раздел I.Личность как первичный субъект и объект по-литики

Анализ места человека в политической жизни открывает крупный раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также орга-низации, принимающие непосредственное более или менее сознательное уча-стие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависи-мости от осознанности участия в политике различает три группы ее субъек-тов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непо-средственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политиче-ских последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назна-чение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воз-действовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др.). Сюда отно-сятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а по-рою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, кор-порации, спортивные ассоциации и т.п.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отме-чали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориента-ции и цели выступают «мерой политики», движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политиче-ской науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, со-циально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель оп-ределенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, ми-нистра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных соци-альных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник по-литической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные полити-ческие обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздейст-вия политики.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической жизни издавна является предметом горя-чих споров, которые не утихли и в наши дни. Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государст-ву. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую концепцию государства, господствовавшую в мировой политической мысли на протяжении многих веков, а на Востоке — почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исходит из неравенства политического статуса людей, трактовки государства как одной большой пат-риархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- от-цу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновниче-ство, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться старшим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа.

В патерналистской концепции власти рядовому человеку уделяется роль простого исполнителя царской воли, освещаемой божественным происхожде-нием или церковным благословением монарха. Индивид выступает здесь не сознательным или полусознательным субъектом политики, не гражданином, обладающим неотчуждаемыми правами, а главным образом лишь парохиаль-ным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия.

В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня достаточно ши-роко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьян-ским населением, в авторитарных и тоталитарных государствах, представляю-щих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого человека, а в какой-то степени и в демократических государствах, где часть населения все еще воспринимает президента или премьера как главу единой большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного исполнителя указаний властей.

Политический человек у Платона и Аристотеля

Не менее существенное влияние на последующую, в том числе со-временную политическую мысль оказали учения Платона и Аристотеля. В политической концепции Платона разработана тоталитарная трактовка личности. В своих проектах идеального государства он исходит

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»