Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Лоббизм как явление политической жизни

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Московская Государственная Юридическая Академия

Кировский Филиал

Контрольная работа

по ПОЛИТОЛОГИИ

на тему «Лоббизм как явление

политической жизни»

Выполнила: Морокова Л.В.

2 курс, 2 группа

Проверил: Жуйков В.В.

167000

Республика Коми

г. Сыктывкар

Свободы 10а-113

2000

Лоббизм – слово со сложной судьбой. В 1553 году оно употреблялось для указания на прогулочную площадку в монастыре. Столетием позже так начали называть помещение для прогулок в палате общин в Англии. Но политический оттенок это понятие приобрело только 2 века спустя в Америке . Возможно, лоббизм вышел на авансцену жизни Нового Света вместе с американской нацией, т.е. в последней трети XVII столе-тия. Так это или нет, не доказано, но достоверно известно, что традиция лоббизма уходит корнями в годы президентства У.С.Гранта (1869-1877), генерала, снискавшего славу в гражданскую войну. Вечерами 18-й амери-канский президент и его команда после дневных трудов отдыхали в вести-бюле одной из гостиниц (англ. - lobby – вестибюль, прихожая, кулуары). Там министры, сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали их просьбы и давали слово - зачастую небескорыстно, а за звонкую монету – выполнить обещание.

Так термин «лоббирование» стал обозначать покупку голосов за деньги. Однако в Англии подобная политика долгое время считалась предосудительной. Слово вошло в лексический фонд лишь в XX веке, впоследствии его заимствовали и другие страны.

Само слово «лоббизм» неоднозначно оценивается общественным сознанием, ибо имеет как легальный, так и теневой смысл. Если говорить о втором содержании, то, как правило, он приобретает здесь сугубо отрицательное значение, нередко синонимично понятиям протекционизм, подкуп, покупка голосов в чьих-либо корыстных или узко партийных интересах.

Крайним выражением негативного лоббирования могут выступать незаконное давление на представителей власти, взяточничество, коррупция. Отрицательное отношение к лоббизму формируется именно вследствие подобной практики «влияния» на управленческие решения. Разумеется, это лишь одна сторона, показывающая не только силу и возможности различных социальных структур, но и уязвимые, слабые «места» власти.

В позитивном смысле лоббизм характеризуется как здоровое, жиз-ненно необходимое явление, выступающее в качестве института демокра-тического процесса. Ведь лоббизм как система разнообразных групповых интересов – столь же неотъемлемый элемент общества, как и наличие в нем этих разнообразных групповых интересов, каждый из которых настой-чиво стремится привлечь к себе внимание властей. Лоббизм в этом смыс-ле есть форма законного влияния «групп давления» на управленческие решения государственных органов в целях удовлетворения интересов определенных социальных структур (организаций, ассоциаций, террито-риальных образований, слоев граждан etc).

Лоббизм весьма жестко связан с политической властью. Можно вы-вести закономерность : его больше там, где власть более реальна; это своего рода признак власти. Поэтому, считать, что лоббизм – давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны разного рода груп-пировок или так называемых групп давления, – значит, не понимать механизма и самой сути властвования. Наиболее мощные «группы давле-ния» и есть фактическая власть не просто оказывающая влияние, но контролирующая финансы, кадры, прессу, процесс принятия решений etc. В этом отличие от власти формальной – политических институтов и policy makers в их традиционном понимании – как лиц, принимающих решения, лишь представляющих и озвучивающих (в лучшем случае - олицетворяю-щих) власть, совершающих формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечения юридического закреп-ления, легитимации решений фактической власти .

Даже президенты, формально зависящие от избирателей, а не от кланов, нередко мало что могут предпринять без согласования своих намерений с лидерами группировок, ставленниками которых они, по сути являются. Лишь в «переходных» обществах, где традиционные группы давления уничтожены или ослаблены, а новые еще не сложились, относи-тельно независима роль отдельной «самодостаточной» личности: (вождя, диктатора), и ощутимо влияние его харизмы.

Лоббизм, таким образом, не просто артикуляция (представление) интересов тех или иных групп (социальных, политических, экономических) в структурах власти, а процесс приведения формальной власти в соответ-ствие с властью фактической.

Конечно, лоббированием своих интересов занято и множество мел-ких либо маловлиятельных групп. Однако давление разного рода общест-венных организаций и объединенных граждан на власть, – к сожалению – «периферия» лоббизма, а стержнем же его является обеспечение приня-тия решений в интересах ведущих групп давления как структур реальной власти, сформировавшихся на базе крупнейших корпораций.

Лоббизм как полноценный институт появляется тогда, когда уже су-ществуют два необходимых условия.

1. Возникает большое многообразие интересов в обществе вслед-ствие его социальной дифференцации

2. Расширяется доступ к власти на основе политического плюра-лизма, что характерно, прежде всего, для демократических режимов. В связи с тем, что власть объективно не в состоянии удовлетворить одно-временно и наиболее полно все интересы, возникает проблема очередно-сти, приоритета их осуществления. Отсюда следует закономерность стремления различных групп и слоев общества воздействовать на пове-дение государства в целях переориентации политики в свою пользу, стимулировать его принимать выгодные для них управленческие решения.

Для того чтобы процесс лоббирования пошел активно, необходимо знать и умело использовать наиболее применяемые в мировой практике средства и методы достижения целей. Например, в США, где он широко используется, выделяют следующие формы лоббистской деятельности:

1.Выступление на слушаниях в комитетах Конгресса с изложением позиций заинтересованных сторон

2.Составление проектов законов и предложений для внесения их на обсуждение Парламента

3. Организация пропагандистских компаний в пользу или против го-товящегося решения и кампании «давления с мест» (потоки писем, теле-грамм, телефонных звонков в адрес законодателей, личные визиты влия-тельных местных избирателей к своим депутатам)

Для наиболее эффективной реализации целей лоббизма в США существуют развитые материальные структуры. Все крупные корпорации, предприятия, союзы, профессиональные ассоциации, общественные и различные специализированные организации имеют в своем составе особые, занимающиеся только лоббизмом, подразделения. Они насчиты-вают до нескольких десятков, а то и сотен человек, как правило, бывших советников, сенаторов, чиновников, юристов.

Заинтересованные группы, особенно монополии, активно пользуют-ся услугами наемных лоббистов, в роли которых чаще всего выступают влиятельные юридические, пропагандистские и консультативные фирмы или их ведущие сотрудники. Наконец, нередко создаются организации типа предпринимательских, профессиональных или общественных, по членству и другим признакам, но целиком или полностью лоббистские по назначению.

Предприниматели ставили своей целью формирование политиче-ского лобби, которое, придя к власти, в законодательных структурах защищало бы свободу частной собственности и торговли. В связи с этим здесь принимаются стратегические и долгосрочные решения, именно эти органы являются основной мишенью для лоббистов.

Продавливание интересов в области судопроизводства тоже имеет место. По данным прессы, лоббисты принимают самое живое участие в слушания 60-70% дел, которые рассматриваются в Верховном Суде США.

Условно тут можно говорить и о лоббизме в средствах массовой информации, которые связаны с мощным воздействием на сознание и поведение людей в сфере политики обоснованиях считаются «четвертой ветвью власти».

В зависимости от того, в каком управленческом решении достигают-ся цели лоббирования, оно может подразделяться на правотворческое (через акты применения права) и правоинтерпретационное (через акты толкования права). В зависимости от характера интереса можно выделить политическое, социальное, экономическое, финансовое, правовое и другое лоббирование. В зависимости от времени действия бывает «одно-разовый» и постоянный лоббизм. В зависимости от уровня – классифика-ция на федеративном уровне (высшие органы исполнения власти и управ-ления) и местные (республиканские, краевые, областные органы).

Ведомственный лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов.

Регион лоббирование воздействие на власть со стороны представи-телей республик, краев, областей, регионов крайнего севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока.

Иностранное лоббирование – влияние зарубежных «групп давле-ния» либо национальных общин на те или иные органы с целью добиться определенных решений. Так значительное место в структурах американ-ского общества занимает национальные лобби – еврейское, польское, арабское. Все они в силу своих возможностей пытаются «толкать» интере-сы национальных общин и стран, выходу которых являются.

Плюсы лоббизма

1. Влияя на управленческие решения, лоббизм заставляет «дер-жаться в форме» органы государственной власти и управления, в опреде-ленном смысле

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»