Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Межнациональные противоречия в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Финансовый факультет

Научная работа на тему:

«МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ»

Выполнил: студент II курса гр.№7 Гаврилов А.В.

Научный руководитель: Кандидат

наук, профессор Сабиров Х.Ф

Москва 2000

План:

Введение

1. Причины межнациональных конфликтов

2. Основная часть

3.Национальные противоречия местного характера

Заключение

Введение

За годы межнационального сожительства народы России в значитель-ной мере перемешались, рассеялись, расселились по разным ее регионам. На-ряду с компактно проживающими в том или ином регионе национальным большинством появились и национальные меньшинства. Их социальное по-ложение, их права, доступ к материальным и культурным благам существен-но отличались от положения национального большинства.

После установления советской власти Россия перестала быть колони-альной империей в классическом смысле этого понятия. Центр по отношению к окраинам проводил политику, которую нельзя определить однозначно: ока-зание им посильной помощи, в первую очередь экономической и культурной, с одной стороны, и унификация общественной жизни, игнорирование этниче-ской и культурной специфики, с другой. Нельзя обойти молчанием и факты этнического геноцида и массовых репрессий по отношению к целым наро-дам.

В СССР не было господствующей нации, ибо им правила номенклату-ра, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения «механического интернационализма» последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой ос-талась только форма при идентичности для всех «национального содержа-ния».

В безысходности люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сло-жившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Не-когда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус са-мостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культу-ру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути стремлениях, к сожалению были и есть перекосы. В частности, это прояви-лось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права корен-ной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную ре-акцию. Возникла напряженность в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. Русские вдруг почувст-вовали себя национальным меньшинством, по отношению к которому прояв-лена дискриминация. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли «старшего брата» в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискрими-нируемым. «Мигранты», «оккупанты» и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Российская Федерация начала новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внима-тельно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источ-ники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

1.Причины межнациональных конфликтов

До 1986 г. о межнациональных конфликтах в СССР публично ничего не говорилось. Считалось, что в нем национальный вопрос был окончательно решен. И надо признать, что крупных открытых межнациональных конфлик-тов не было. На бытовом уровне существовали многие межнациональные ан-типатии и трения, а также наблюдалось совершение преступлений на этой почве. Последние никогда отдельно не учитывались и не отслеживались.

Вместе с тем шел интенсивный процесс русификации нерусских наро-дов. Нежелание изучать русский язык не влекло каких-либо санкций, как это пытаются сделать в Эстонии или Молдове, но само его изучение было по-ставлено в ранг естественно необходимого. В то же время знание русского языка, как федерального, открывало перед нерусскими народами большие возможности для обучения, профессионализации и самореализации. Русский язык позволял приобщиться к культуре всех народов СССР, а также к миро-вой культуре. Он выполнял и выполняет ту же функцию, которая выпала на долю английского языка в международном общении. Было бы кощунством забывать также и то, что окраины Союза, будучи более отсталыми, развива-лись за счет ущемления интересов народов Центральной России.

Все это, однако, не исключало формирования латентных этнокон-фликтных ситуаций, обусловленных ущербной национальной политикой Со-ветской власти. Провозглашение большевиками привлекательного, но лука-вого для того времени политического лозунга о праве наций на самоопределения повлекло за собой лавинообразный процесс суверенизации территорий. Еще в период гражданской войны было образовано 35 республик красных режимов и 37 - белых. Эта тенденция усилилась после победы боль-шевиков. Однако ее полная реализация была невозможной. Да большевики и не собирались претворять ее в жизнь. Исходя из принципа «разделяй и власт-вуй», они дали формальную самостоятельность в виде национального наиме-нования территории лишь «опорным» нациям. Поэтому из более чем 130 на-циональностей, населяющих СССР, около 80 не получили никаких национальных образований. Причем «выдача» государственности осуществ-лялась странным образом. Эстонцы, например, общее число которых в целом по стране, согласно переписи населения 1989 г., составляло 1027 тыс., имели союзную государственность; татары, численность которых более чем в 6 раз превосходит число эстонцев (6649 тыс.) - автономию, а поляки (1126 тыс.) или немцы (2 039 тыс.) не имели никаких национальных образований.

Фиктивные федерализация и автономизация страны с четырьмя нерав-ноправными уровнями национально - государственных и национально - ад-министративных образований (союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ) на волюнтаристски нарезанных территориях, на которых исторически проживали и другие народы, заложили под национальный вопрос в СССР мину замедленного действия. Последую-щие волевые изменения границ национальных образований и передача ог-ромных территорий (например, Крыма) из одной республики в другую без учета исторических и этнических особенностей, депортация целых народов с родных земель и рассеяние их среди других национальностей, огромные ми-грационные потоки, связанные с массовым выселением людей по политиче-ским мотивам, с великими стройками, освоением целины и другими процес-сами, окончательно перемешали народы СССР.

По переписи 1989 г. одних только русских проживает за пределами России 25 млн. 290 тыс. человек. Кроме русских за пределами России оказа-лось 3 млн. русскоязычных представителей других народов. А сколько рус-ских и русскоязычных граждан, находясь внутри России, со своими искон-ными землями были присоединены к территориям других национально - государственных образований или прибыли туда по какому - либо “призыву”, в которых они независимо от своей доли (в 9 республиках из 21 титульные народы не составляют большинства населения, а еще в 8 республиках число русских, украинцев и других нетитульных наций составляет от 30% и более) значатся в числе национальных меньшинств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основная проблема состоит в том, что титульные нации при любой своей численности претендуют на исключительный контроль государ-ственных институтов и собственности, нередко созданной руками “пришлых” народов и за счет общесоюзного бюджета, как это было в Эстонии, Литве, Казахстане. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником националистических преступных авантюр, как это произошло с 250-тысячным русскоязычным населением в Чечне.

Таким образом, национальная политика, проводимая в многонацио-нальном СССР и продолжаемая ныне в России (путем создания неравноправ-ных субъектов федерации) и других странах постсоветского пространства, сформулированная еще Лениным с помощью формального принципа «право наций на самоопределение», разрушила старороссийскую национально - тер-риториальную систему и поставила во главу угла не человека с его неотъем-лемыми правами и законными, в том числе национальными интересами, а от-дельные нации с их особыми правами и особыми национально - властно - территориальными притязаниями, реализуемыми в ущерб другим народам, нередко веками проживающим на той же территории, в ущерб общепризнан-ным правам человека. Национально - культурная автономия, принятая во всем мире и позволяющая без причинения ущерба другим народам удовле-творять свои национально - культурные потребности в едином общеправовом пространстве, была отвергнута большевиками, скорее всего, неслучайно, ибо при таком решении вопроса труднее было управлять страной.

При целостности жестко централизованного и фактически унитарного Советского государства межнациональные отношения не вызывали особой тревоги. С одной стороны, человек любой национальности сознавал себя гражданином

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»