←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Понятие механизма (аппарата) государства 4
2. Органы государства и их классификация 9
2.1. Представительные органы государственной власти 9
2.2. Исполнительные органы государственной власти центральные органы исполнительной власти 13
2.3. Судебные (правоохранительные) органы государственной власти 16
3. Вооруженные силы в механизме государства 18
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Введение
В содержание основ конституционного строя включена норма, устанавливающая, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы го-сударственной власти, самоуправления, политические партии и общественные ор-ганизации, что в своей совокупности составляет политическую систему.
Особое место в этой системе занимает государство. Государство – это еди-ная политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппара-том и издает общеобязательные нормативно-правовые акты.
Почему именно государство является основной формой реализации сувере-нитета народа?
Во-первых, государство – это единственная полновластная организация в масштабе страны.
Во-вторых, государство представляет весь многонациональный народ Рос-сии, выражает его совокупную волю.
В-третьих, государство является собственником значительной доли средств производства, земли, природных богатств, материальных ценностей, охватываемых государственной собственностью.
В-четвертых, государство является официальным представителем внутри страны и во взаимоотношения с другими государствами.
Российской Федерации, как государству, присущи определенные признаки, свойственные любому государству, независимо от общественно-экономической формации, формы устройства и правления, политического режима и других крите-риев.
1. Понятие механизма (аппарата) государства
Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного обще-ства имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, че-ловеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.
Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппа-рата) выражаются в следующем:
Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимаю-щихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от на-рушений).
Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществле-нии своих непосредственных властных функций.
В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и прину-дительным воздействием.
В-четвертых, механизм государства призван надежно гарантировать и охра-нять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий госу-дарственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.
На различных ступенях развития человеческого общества механизм государ-ства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономиче-скими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами.
Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм государ-ства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреждений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.
1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В об-ласти законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, касающиеся благоустройства и общественной безопасности. В об-ласти финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавливал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с другими государст-вами или наблюдал за ведением таких переговоров, заключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он ус-танавливал количество призываемых в армию, распределял армии и провинции между военачальниками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычай-ное положите, был наделен и многими другими полномочиями.
2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компетенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.
3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но факти-чески их должности замещались крупными землевладельцами. Магистрат избирал-ся на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никако-го вознаграждения. Властные полномочия магистратов сводились к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву нала-гать штрафы за невыполнение распоряжений.
В зависимости от конкретных задач управления магистраты подразделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.
Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осуществляли ко-мандование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный магистрат, который назначался в осо-бых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникно-вении восстаний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и распределяли граждан Римской республики по военным и территориальным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над «нравами». Квесто-ры обладали разнообразными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уго-ловными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали деньги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чеканку монет, строи-тельство и эксплуатацию дорог.
Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значи-тельные изменения в зависимости от основных этапов его развития: раннефеодаль-ной, сословно-представительной и абсолютной монархии. В период раннефеодаль-ной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из гла-вы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.
По мере централизации средневекового государства его механизм значи-тельно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различ-ные министерства, центральные ведомства, специальные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, разведывательные и другие государствен-ные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед го-сударством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.
В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государ-ственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вве-ряется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судеб-ной инстанцией провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется госу-дарственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, правительство, мест-ные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|