Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Морально-этические и правовые основы управления государством

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


“МОРАЛЬНО - ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ”

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение .

2. Раздел 1. Сущность основ морали и права в государст-венном управлении.

3. Раздел 2. Основные признаки права.

4. Раздел 3. Отражение норм морали и права в нормативно-правовых актах государственной власти РФ.

5. Раздел 4. Характеристика видов ответственности в управлении государством.

6. Заключение.

7. Список источников и использованной литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Тема этики и морали в управлении государством - одна из классических проблем в политологии. Исследовательский интерес к этой теме не угасает с античных времён до наших дней. Во многих томах фундаментальных научных трудов рассматриваются вопросы общности происхождения, эволюции, ценно-стной основы морали .

Дадим определение самого понятия “мораль”. Термин “мораль” по содер-жанию – латинский аналог древнегреческого ethos (этика). В латинском языке есть слово “mos” (множественное число – “mores”), обозначающее нрав, обы-чай, моду, устойчивый порядок. На его базе Цицерон с целью обогащения язы-ка образовал прилагательное “моральный” (moralis) для обозначения этики, на-звав её philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV веке, появля-ется слово “мораль” (moralitas), в качестве собирательной характеристики мо-ральных проявлений .

В словаре русского языка мораль определяется как “правила нравственно-сти и сама нравственность”, а нравственность в свою очередь как “правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые чело-веку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение”.

В философском словаре сказано, что “мораль, нравственность – способ самоосуществления личности, её самоуправления и упорядочения отношений между людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра. Мораль – одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования пове-дения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От других форм регулирования массовой деятельности (права, производственно - адми-нистративных распорядков и т.п.) мораль отличается способом своего осуще-ствления. В морали общественная необходимость, потребности, интересы об-щества или классов выражаются в виде стихийно сформировавшихся и обще-признанных требований (правил поведения), подкреплённых силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования мо-рали принимают форму безличного долженствования, равно обращённого ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Эти требования имеют относи-тельно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или тради-ции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и посту-пать, что хорошо и что дурно. От права же мораль отличается тем, что выпол-нение каждым нравственных требований контролируется всеми, причём мо-ральный авторитет того или иного индивида не связан с какими-либо офици-альными полномочиями.».

Особая роль в осуществлении государственной власти принадлежит го-сударственному аппарату. На него возложены властные и управленческие функции по обеспечению и укреплению законности и правопорядка, охране прав и интересов граждан.

Злоупотребление властью, казнокрадство стары как войны, эпидемии. Если имеется доступ к социальным благам, всегда возникает соблазн использо-вать их в личных интересах, что отмечал еще Ш.-Л.Монтескье, в знаменитом трактате “О духе законов” писавший: “Всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею. Желание воспользоваться своим служебным по-ложением у современного чиновника - ничуть не меньше, чем у древнеримско-го бюрократа. И, как не печально это признавать, никакому обществу не удава-лось избавиться от побочных дефектов своего развития. Однако это вовсе не означает, что оно бессильно в борьбе с худшими из своих пороков.

Мир тесен. Сегодня от качества работы государственного аппарата, ком-петентности, добросовестности, честности его должностных лиц зависят судь-бы миллионов людей. На наш взгляд, преодолеть противоречие между личны-ми интересами должностных лиц и требованиями должности, предъявляемыми государством и гражданским обществом, способен институт персональной от-ветственности в государственном управлении. Это обстоятельство предопреде-лило актуальность темы, ее значимость в деле обеспечения устойчивого функ-ционирования государства, государственного аппарата и гражданского обще-ства.

В настоящей работе рассмотрим как взаимосвязаны мораль, этика и право в управлении государством, рассмотрим сущность правовых основ управления, в частности, дадим характеристику видов ответственности в управлении госу-дарством.

В процессе работы над рефератом были использованы кодексы Российской Федерации ( Гражданский Кодекс, Уголовный Кодекс, Кодекс Законов о тру-де).

В книге Бельского К.С. «Персональная ответственность в государственном управлении» дана характеристика ответственности личности в разрезе мо-ральных, экономических и политических аспектов.

Использовалась и другая работа Бельского К.С. «Разделение властей и от-ветственности в государственном управлении»(Политологические аспекты).

Впервые в отечественной и зарубежной литературе Кнорринг В.И. в своей книге “Искусство управления” рассматривал процессы управления не только с научных позиций, но и с точки зрения искусства воздействия на любой социум: производственный коллектив, семью или отдельную личность.

Книга “Стиль работы и образ жизни руководителя: анализ проблемы, ре-комендации” написана под руководством профессора К.Ладензака. На основе исследования деятельности хозяйственных руководителей в новой книге рас-крываются предпосылки совершенствования их творческих способностей, предлагаются методы повышения эффективности их труда. В книге рассматри-ваются конкретные ситуации, возникающие в практике управления комбината-ми и предприятиями.

Также использовались нормативные документы: Комментарии к Граждан-скому Кодексу РСФСР, Комментарии к Кодексу Законов о труде.

РАЗДЕЛ 1.

СУЩНОСТЬ ОСНОВ МОРАЛИ И ПРАВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ

УПРАВЛЕНИИ.

Человек является высшей ценностью цивилизованного общества. Это по-ложение, выработанное логикой развития мировой истории, закреплено в ст.2 Конституции Российской Федерации.

Права и свободы человека обеспечиваются посредством исполнения го-сударством и его полномочными представителями определенных законом обя-занностей по отношению к гражданам государства. В этом заключается непре-ходящий смысл и содержание законности в государственном управлении.

Принцип законности в государственном управлении является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий.

Ответственность можно определить как неблагоприятные последствия ненадлежащего, осуждаемого моралью или правом поведения виновного ли-ца. Ответственность сопряжена со свободой личности, возможностью выбрать свою линию поведения, самостоятельно определить направленность своих по-ступков. Ответственность является условием подлинной свободы. Действи-тельно свободный человек в целях достижения своей свободы должен посто-янно сообразовывать свое поведение с общественными требованиями, то есть действовать ответственно. Свобода, таким образом, становится осознанной и ответственной деятельностью, основанной на познании необходимости и сво-бодном выборе. Свободный выбор цели и средств ее достижения, свободно принятое решение действовать предполагают, таким образом, ответственность соответствующих субъектов. Неограниченная свобода, свобода без ответствен-ности, превращается в свою противоположность - в произвол.

По сути, позитивная ответственность отражает такой аспект социальных связей и отношений людей, которые характеризуют процесс осуществления предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, основанный на выборе поведения и его оценке с учетом интересов общества , где осознание, правильное понимание гражданином, должностным лицом возложенных на него обязанностей, обусловливающих надлежащее отношение к обществу, дру-гим лицам, составляет субъективную сторону, а само поведение, вызванное внутренними мотивами, - объективную сторону позитивной ответственности.

Взгляды, трактующие ответственность как осознание личностью собст-венного долга перед обществом и другими людьми весьма распространены в философской и вообще социально-политической литературе. Безусловно, этот аспект является мощным фактором, обеспечивающим надлежащее исполнение своих обязанностей гражданами и должностными лицами. Однако, значение, придаваемое позитивной ответственности как важнейшему средству обеспече-ния законности и правопорядка, при всех ее очевидных достоинствах, на наш взгляд, слишком преувеличено. Человек чудовищно несовершенен. Лишь не-многие личности руководствуются соображениями совести и долга в повсе-дневной жизни. Гибкость сознания позволяет большинству поступаться даже самыми жесткими нравственными принципами и, при определенных обстоя-тельствах, действовать вопреки закону. Поэтому для соблюдения режима за-конности в государственном управлении требуются более существенные меха-низмы воздействия на нарушителей норм права. И таким средством выступает персональная юридическая

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»