Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Национальная политика в России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Введение.

Еще со времен "Повести временных лет" известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает сущностные основы российского общества и российского государства.

Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве. В этих условиях многонациональность существенно обостряет, а порой и доводит до тяжелейших конфликтов социальные и духовные последствия экономического и политического кризиса, с которым Россия столкнулась в нынешний переходный период. Крайняя взбудораженность наций-этносов существенным образом затрудняет реформирование социально-экономических и духовно-политических сфер многонациональной России. И наоборот, этнонациональные моменты начинают играть незаслуженно определяющую роль. Обусловлено это следующими причинами:

1. В истории многонациональной России политические силы неоднократно применяли грубую силу при решении национального вопроса, зачастую руководствуясь принципом революционной целесообразности, в результате чего прерывался процесс эволюционного формирования наций-этносов и нации-государства в России.

2. Политические режимы на различных этапах развития российского общества и государства разрушали консервативную структуру этнонационального становления и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному признаку.

3. В результате развала Советского Союза народы нашей страны, независимо от их численности и исторической роли в российском государстве, фактически в очередной раз лишились привычных для себя социальных и духовно-идеологических ориентации и ценностей. Они были вынуждены вернуться на свою традиционную этнонациональную почву, которая нередко оказывалась в состоянии феодальной патриархальности.

4. Народы столкнулись с ситуацией, когда традиционные этнонациональные ценности сами по себе оказывались неспособными самостоятельно справиться с глобальными измерениями современного мира в своем обустройстве. Соответственно, речь идет о системном кризисе основ жизнедеятельности, развития и взаимодействия как отдельных национальных общностей, так и всего многонационального общества.

5. Кризисные явления, которые охватили все слои и этнонациональные общности российского общества, лидеры и идеологи многих народов стали относить исключительно только к своей нации, к своей культуре, к своему национальному самочувствию. В таких условиях общекризисные явления и процессы окрашиваются в этнонациональные цвета и обретают изначально конфликтную направленность. Обозначился взрывной рост этнонационального сознания, обострились чувства этнической самоидентификации, вновь возродились старые названия этнических, этнокультурных Групп. Повсеместно этническое сознание подверглось политизации даже в ущерб исконным этнокультурным основам развития народов. Политизация этнических процессов поднимает статус межнациональных конфликтов, поднимая их до уровня межреспубликанских и даже конфликта с Федерацией. Если даже в начале этнонациональные проблемы развития и взаимоотношения этносов и были причинами таких конфликтов, то при таком статусе они становятся второстепенными и их возможное решение откладывается. А этнополитическая элита, злоупотребляя гипертрофированными чувствами национальной ущемленности и исключительности, направляет их не в сторону поиска путей выхода из кризиса за счет объединения усилий всех народов и культур, а к поиску врагов среди других народов. За прошлые несправедливости, дискриминационные акты, репрессии различных политических режимов обвиняют и преследуют уже не царя Николая II и не Генерального секретаря Сталина, а друг друга. Вместо того, чтобы совместными усилиями преодолевать наследие прошлых репрессий, людей провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному признаку. Эти и другие характерные особенности развития многонациональной России в современных условиях формируют деструктивные подходы, в результате чего любой социальный, политический, культурный, территориальный и всякий иной конфликт в любой момент может обрести и обретает с помощью идеологов национализма, сепаратизма и шовинизма этнополитическую окраску. Для целого ряда этнополитических кланов межнациональные конфликты стали эффективным методом политических технологий и способом своего приобщения к процессу перераспределения власти и собственности.

6. В Российском государстве никогда не было стратегически выверенной демократической национальной политики, хотя определенные достижения в формировании многонационального государства, в налаживании отношений сотворчества между народами и культурами бесспорно были. Следует подчеркнуть, что в условиях царского самодержавия национальная политика была направлена на официальном уровне прежде всего на удержание в покорности и в подданстве "инородцев" и на их ассимиляцию. При социализме основные усилия направлялись на удержание всех, а не только "инородцев", в покорности. Таким образом, шла своеобразная ассимиляция, которая выражалась в попытках растворения национального вопроса в классовом социалистическом содержании, формирования вместо патриархально-реакционного национального сознания классового социалистического сознания. Соответственно национальная политика и здесь носила временный, импульсивный характер и была направлена на решение временных конъюнктурных политических задач. При этом, если в первом случае речь шла о формировании русской нации как имперской и об ассимиляции "инородцев", то во втором - все усилия были на формирование социалистического многонационального общества при господстве классовых подходов. Такова по сути была политика властей - политических режимов России.

7. Российское гражданское общество накопило вместе с тем опыт взаимовыгодного существования и сотворчества народов и культур. Важно добиваться в новых условиях, чтобы национальная политика демократического государства соответствовала прежде всего опыту гражданского общества в деле укрепления дружбы народов, единства России. Усилиями представителей всех народов и культур был создан "русский мир", который близок и понятен всем гражданам России.

На современном этапе в сфере национальных отношений преобладают два крайних подхода: с одной стороны, обвинения в развале Советского Союза и кризисном состоянии российского общества и государства адресуются прежде всего нерусским народам, бывшим союзным и нынешним российским республикам и автономиям, этнонациональному фактору как таковому, а с другой - русская нация преподносится как нация "имперская", ответственная за все ошибки и преступления политических режимов в сфере национальных отношений. Соответственно, эти подходы с одной стороны усиливают настроения национал-сепаратизма, а с другой - национал-шовинизма. Интервенция исторического прошлого в современную жизнь народов нарушает природу нынешних национальных отношений так же, как и полное равноду­шие к этому историческому прошлому накапливает негативный опыт в этой сфере. Поэтому в национальной политике принципиально важно сочетать опыт истории и сложившихся традиций с новыми, современными аспектами. Национальное начало многими по привычке рассматривается только как патриархальное и отсталое. Вместе с тем оно может быть и современным, перспективным. Нация и национальные отношения не могут и не должны развиваться отдельно от общества, государства и граждан, так как являются одной из форм их существовании и жизнедеятельности.

Проблема сочетания в национальном традиционного и современного так же важна, как и гармоничное взаимодействие национального и интернационального. Это одна из главных методологических задач национальной политики.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

1. Национальная политика России : основные аспекты.

>

Сегодня

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»