Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политика и право

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


© "КоБра"

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ро-лей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социаль-ных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима кон-кретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и госу-дарством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политиче-ской деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаи-модействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной об-разующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресур-сами ( демографическими, пространственно-территориальными ), а также внешнеполитическим оружием. Центральное поло-жение политической системы в этой структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организацион-ной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система конкретного общества определяется его клас-совой природой, социальным строем, формой правления ( парламентского, президентского и т.п. ), типом государства ( мо-нархия, республика ), характером политического режима ( демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социаль-но-политических отношений ( стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных либо консенсунсных и т.п. ), политико-правового статуса государства ( конституционного, с развитыми или не развитыми правовыми структурами ), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе ( сравнительно открытых либо закрытых ), историческим ти-пом государственности ( централистским, с иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и нацио-нальной традицией уклада политической жизни ( политически активным или пассивным населением, с кровно-родственными связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.).

Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления дру-гих систем ( деспотический и тоталитарный тип политической системы ) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не вхо-дить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.

Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение ( очерченное границами страны ) и функциональное, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций ( партий, общественных организаций ), действия политических институтов ( власти политического цен-тра и местного самоуправления ), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.. Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы - ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется ( в кон-ституции, законе ), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие сущест-венные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д..

Существование политической системы во времени характеризуется как процесс изменения, развития или деградации по-литических отношений и институтов. Он включает исторический масштаб смены форм власти, становления государства ка-кого-либо нового типа, например, переход от политической системы феодального общества ( с отношениями личной зависи-мости, деспотическим абсолютизмом, централизованной бюрократией монархического центра ) к политической системе бур-жуазного общества ( с обезличенной системой аппаратов управления, демократическими институтами и т.д.). Исторический процесс эволюции политической системы включает ряд закономерностей: тенденции концентрации и деконцентрации власти, ее централизации и децентрализации, борьбу этих тенденций, которая завершается на рубеже эпохи при смене формаций кри-зисом централизма, децентрализацией власти и новым циклом противоречий этих двух начал ( при переходе от античных империй к ранней феодальной раздробленности, от феодальных монархий к буржуазному государству, от империализма ко-нец 19-первая половина 20 века к прогрессу демократизации ), общий процесс усложнения системы и ее подсистем ( появле-нием и умножением партий, развитием ассоциаций и т.п.), формализацию системы, ее юридическое оформление, расширение политического участия, т.е. более полное включение членов общества в политическую жизнь, в частности, формирование демократических институтов, всеобщие и прямые выборы, самоуправление и пр., более полное сочетание гражданских и по-литических отношений, реорганизацию отношений власти и народа ( переход от командно-приказных деспотических и кон-фликтных отношений сверху вниз к договорным конституционным и консенсусным ), развитие конституционного процесса и системы суверенитетов ( власти, народа, права, государственно-территориальных образований и пр. ), формирование в струк-туре политической системы массовых процессов ( крупных политических мобилизаций в поддержку общественных преобра-зований или против них, в периоды выборов и т.д.. Разрастание аппаратов управления, органов принуждения, армии, пропа-гандистских, образовательных, воспитательных учреждений, осуществляющих политическую социализацию и пр. ), развитие ассоциативных форм политической жизни - формирование различных групп единомышленников, союзов, народных движе-ний и т.п..

Понятие государства.

Основные элементы гос-ва: территория, население, власть.

Государство - основной институт полит системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью опреде-ленного населения на определенной территории с помощью гос власти, имеющей обязательный характер для всех его граж-дан.

Функции гос-ва. Внутренние:

 охрана сущ полит строя, соц-полит структуры общества, порядка и зак-сти, защита прав человека;

 хоз-орг, общ-эк;

 социальная;

 культурно-воспитательная.

Внешние:

 оборона страны;

 защита интересов на межд арене.

Формы государственного устройства.

По формам правления государства делятся на:

 монархии (конституционная, абсолютная);

 республики (парламентская, президентская).

В соответствии с национально-территориальной организацией гос-ва подразделяются на:

 унитарные;

 федеративные;

 конфедерации.

По полит режиму гос-ва делятся на:

 демократические;

 недемократические.

Новые тенденции в развитии современных гос-в.

 стремление к созданию подлинно демократического, правового гос-ва;

 демократическая ограниченность суверенитета гос-ва, кот идет на смену абсолютному суверенитету;

 децентрализация гос власти;

 интеграция эк и полит жизни с одной стороны и оживление национальных движений и дробление уже существую-щих гос-в - с другой;

 стремление иметь собственную идеологию, объединяющую общество;

 сокращение бюрократического аппарата и уменьшение расходов на его содержание.

Термином “государство” мы обозначаем особый тип социальных явлений, которые характеризуются следующими чер-тами: а) отношением власти и подчинения; б) монопольным использованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличи-ем юридического порядка; г) относительным постоянством; д) институциональным измерением. Таким образом, государст-во - это не образование, находящееся над обществом и независимое от него, а определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это не физиче-ское явление, которое может выявлено при помощи органов чувств, а социальный факт, предполагающий юридически нор-мированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые от-ношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

Государство - это коллективный феномен, существующий в конкретном пространственно-временном контексте. Про-странственно-временной характер государства обуславливается тем фактом, что юридический порядок действует на конкрет-ной территории в конкретное время. Юридический порядок определённого государства действует не вечно и не во всех госу-дарствах. Его применимость сужена до данной территории в течение данного периода.

Итак, государство - это сложное социальное явление, отличительной чертой которого является принудительная регуля-ция поведения людей посредством нормативных норм.

Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. Территория - это пространственная основа государства. Физическая основа представляет собой одно из условий, де-лающих возможным

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»