Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политика и средства массовой информации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПОЛИТИКА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ».

Работу выполнил студент ЭТФ группы

АТПП-97(З) Поварницын С. Н.

Работу принял преподаватель …

ПЕРМЬ 1999.

План работы:

1. Введение.

2. «Четвертая власть», ее роль в реформировании России.

1) Механизмы воздействия средств массовой информации на людей. Фак-торы, влияющие на истолкование событий, и значение средств массо-вой информации

2) Манипуляция общественным мнением посредством средств массовой информации.

3) «Независимые СМИ».

4) Советский режим и средства массовой информации.

5) Ограниченная роль средства массовой информации в реформировании общества.

3. СМИ и предвыборные кампании в России.

1) Предвыборные технологии.

2) «Несправедливые выборы».

4. Выводы.

1. Введение.

Сегодня трудно представить существование общества без средств массовой информации. Несомненно то, что средства массовой информа-ции играют значительную роль в обществе. Иногда их называют «четвер-той властью». Важность средств массовой информации заключается в том, что они выполняют информационную функцию, причем, от того, как они преподносят те или иные события, существенно зависит восприятие этих событий у зрителя, читателя или слушателя.

Мне захотелось поглубже узнать каким образом происходит воз-действие на людей со стороны средств массовой информации, насколько оно сильно и от каких факторов зависит то, что они нам предлагают. Именно поэтому я выбрал для работы эту тему.

2. «Четвертая власть», ее роль в реформировании России.

1.)Рассмотрим подробнее, как средства массовой информации мо-гут воздействовать на общество. Розин. В. М., на мой взгляд, хорошо опи-сал функции СМИ и то, каким образом они оказывают влияние на общест-во. «Анализ показывает, что в современном мире средства массовой информации выполняют три основные функции: информируют человека, выражают (предъявляют) позиции определенных социальных субъектов, осуществляют то или иное идеологическое воздействие на сознание. Хо-тя давно показано, что это не так, часто функции прессы и средств мас-совой информации сводятся только к первой, утверждают, что главное – предъявлять факты, объективную информацию и больше ничего.

В связи с этим легко высказать следующий тезис: средства массовой информации не просто информируют человека, но и создают определенные реальности, в которые погружают его. В рамках подоб-ных, почти виртуальных реальностей осознанно, но чаще неосознанно программируются не только переживания, но и его мысли, мироощу-щение.

На истолкование событий в прессе влияет ряд факторов.

Первый фактор можно назвать «персоналистическим». Это то, как сам журналист понял событие.

Второй фактор можно назвать «публичным», ведь на истолкова-ние и оценку эмпирических фактов влияют также ожидания публики. Публичность – это довольно сложное явление; например она предполага-ет учет зрительских ожиданий, а значит, формирование некоторого ти-пичного образа читателя (зрителя).

Третий фактор «манифестационный»: как правило, журналист идентифицирует себя с тем или иным социальным субъектом, от имени которого он и выступает.

Большое значение сегодня имеет технология масс-медиа, это чет-вертый фактор, «технологический». Технология делает значимым ряд моментов, которые раньше почти не учитывались, а именно, выдержаны ли параметры предъявления новостей (информации), можно ли эту ин-формацию перепродать и т.п.

Пятый фактор «коммуникационный». В наше время журналист-ские тексты создаются в пространстве масс-медиа, где обращаются различные другие журналистские и нежурналистские тексты. Поскольку зрители и читатели имеют доступ к этим другим текстам, к их интер-претациям и оценкам, не учитывать это пространство просто невоз-можно.

Пресса позволяет нам жить (а зачастую и заставляет) не собы-тиями нашей конкретной личной жизни, а событиями Чечни, всего госу-дарства, культуры и т.д. в свою очередь, это позволяет нам понять дру-гих людей, действовать с ними согласованно или, напротив размеже-ваться с ними. В этом колоссальное значение прессы: средства массо-вой информации погружают нас в определенные типы существования, навязывают их нам. Навязывают потому, что реальности, в которые мы погружаемся, для нашего сознания являются не менее убедитель-ными, чем другие несимволические реальности. Сегодня грань между вымышленными и реально проживаемыми событиями весьма незна-чительна: часто вымышленные, но ярко поданные прессой события выглядят даже более убедительными».

2.)Действительно, значение средств массовой информации в совре-менном мире весьма велико. Именно средства массовой информации в значительной мере формируют наше мировоззрение, наши взгляды и убе-ждения. Поэтому неслучайны опасения многих людей, что средства мас-совой информации активно используются для воздействия на общество, что некие силы манипулируют нами. У всех на слуху, например, сказки про пресловутый двадцать пятый кадр. Весьма интересную теорию вы-строил товарищ А.Н. Тарасов в статье «Затмение не по Антониони» . Ав-тор попытался исследовать, как реагировали наши средства массовой ин-формации на студенческие беспорядки 94-95 годов и уловить тенденции в развитии отечественных масс медиа. Вот что он пишет. «Широко распро-странено мнение, что времена «свободы печати» в России закончены вместе с «перестройкой», а сейчас мы все откровеннее возвращаемся к привычным советским механизмам управления и манипулирования сред-ствами массовой информации, – хотя, конечно, в более мягкой, либераль-ной и завуалированной форме. …. Напротив, российские средства массо-вой информации все более становятся похожими на западные – и, соот-ветственно, все откровеннее начинают работать не советские, а запад-ные механизмы контроля над распространением информации.

… Западные методики исходят из того, что неблагоприятные для Системы события, если это технически возможно, нужно вытеснить из информационного пространства. Вытеснить можно, во-первых, замалчи-вая, во-вторых, «задвигая» на десятистепенное место другими – сенсаци-онными сообщениями. При этом «сенсация» может быть искусственно раздута или даже полностью вымышленной.

Метод замалчивания ярко проявил себя в последние годы в запад-ных средствах массовой информации при освещениях югославского кон-фликта, когда из сообщений масс медиа тщательно вычищалась вся ин-формация благоприятная для сербов и неблагоприятная для хорватов и мусульман. Метод «задвигания» хорошо иллюстрируется примером Руан-ды. Руандийская трагедия фактически была вызвана полным развалом экономики, который наступил вследствие «программы реабилитации экономики», навязанной стране в конце 1989 года МВФ. Поскольку про-грамма МВФ была широко разрекламирована западными средствами мас-совой информации, ее катастрофические последствия … должны были эффективно вытеснены на «задворки эфира».

Классическим западным методом является информационная депо-литизация политического события. В частности, Лос-анжелесское вос-стание 1992 года подавалось западными средствами массовой информа-ции как преимущественно уголовный феномен с частично расовой окра-ской.

…. Таким образом … становится очевидным, что российская mass media осваивает классические приемы западных средств массовой ин-формации – в частности, их продуманные реакции на «негативную» ин-формацию. По уровню совершенства этих манипуляций российские сред-ства массовой информации уже приблизились к западным странам с традиционно сильными левыми оппозиционными партиями и организа-циями (например, к Франции), но еще довольно далеки от «одномерных» США, – судя по отсутствию такого важного феномена, как отлаженная система создания и трансляции через средства массовой информации псевдособытий.»

Эта статья выглядит, на первый взгляд, весьма убедительно и про-изводит гнетущее впечатление. Однако автор не раскрыл нам секрет, кто же все-таки манипулирует средствами массовой информации, скажем, в США. Может быть правительство, конгресс, ЦРУ? Или теневой кабинет? Мафия? И каким образом злодеи делают это? Ведь в тех же США сотни самостоятельных телеканалов, не говоря даже о прессе.

Думаю, следует сделать скидку на ярко выраженную левую ориен-тацию товарища Тарасова. Иначе он не назвал бы печально известные нег-ритянские бесчинства в Лос-анжелесе к восстанию угнетенных бедняков против буржуев. Более того, уверен, что додумался до этих методов автор статьи потому, что сам применил бы их, если бы имел такую возможность.

Но кое в чем Тарасов прав. Все выше перечисленные методы, судя по всему, используют средства массовой информации и у нас в стране, и за рубежом. Так, например, все наши средства массовой информации, будто сговорившись, стали поддерживать

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»