Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая идеология

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Министерство образования Республики Беларусь

Брестский государственный технический университет

Кафедра исторических и социально-политических наук

Реферат

по политологии

Политические идеологии

Выполнил студент Э.Ф. гр. Ма-10

Садовский А.В.

Проверила

Бодак М.С.

Брест 2001

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…

1. Сущность политической идеологии………………………………………

2. Функции политической идеологии……………………………………….

3. Современные политичекие идеологии……………………………….…..

3.1. Либерализм…………………………………………………………………….

3.2. Либеральный реформизм………………………………………………….…

3.3. Социалистическая идеология……………………………………………….

3.4. Марксизм как идеология пролетариата……………………………………

3.5. Демократический социализм………………………………………………..

3.6. Консерватизм…………………………………………………………………..

3.7. Неоконсерватизм……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………

Сисок литературы………………………………………………………………

Введение.

Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий, вы-раженная в различных формах общественного сознания (в философии, полити-ческих взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология является отра-жением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, в свою оче-редь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему (прогрес-сивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология). В классовом обществе идеология всегда является классовой. Идеологическая борьба явля-ется одной из основных форм классовой борьбы наряду с борьбой политиче-ской и экономической.)

Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бы-тие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом раличную социальную роль.

Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и ре-шений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завер-шенность и социальную истинность.

Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из дейст-вительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут посту-питься истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться дей-ствительным ради должного.

1. Сущность политической идеологии.

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негатив-ное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого сто-летия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а за-тем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот пери-од связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями.

К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначе-ния извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллю-зорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу своей социаль-ной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в по-нимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя всеми сред-ствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тотали-тарного типа, как показала практика идеологической борьбы двадцатого века.

Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был постав-лен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом защиты и оправдания любых политических решений.

Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение дос-товерного знания об обществе с социальными интересами. Современное обще-ство отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интереса-ми, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.

В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки ак-тивного решения и его последовательного воплощения, оформляются и соци-альные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Идеоло-гия - это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мыш-ления.

Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание соци-альным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.

Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоре-тической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоиден-тификащии. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.

Основным содержанием политической идеологии является политическая влдасть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах со-циальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере между-народных отношеений, определяются принципы решения национального во-проса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются ме-ры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредствен-ный выход на властные механизмы преобразований.

Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясе-ний;, когда в массовое политическое действие вовлекаютсян огромные слои на-селения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеоло-гии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизуют, направляют и акти-визируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют пре-вращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных субъ-ектов исторического действия. Поэтому поолитические силы своей важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ори-ентационно-мотивационной моделью социального поведения.

Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своебразные светские религии. Понимание идеологии как эрзацре-лигии связывают с особеннлстями массового сознания. По сравнению с идеоло-гами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоре-тическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеоло-гию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.

Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного госу-дарства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, про-никнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»