Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая культура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Скачать реферат


Введение

Бытие политической системы — это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов, форм и видов невозможно осмыслить ни функциони-рования политической системы, ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса. Государство, например, как еще от-мечал М. Вебер, есть комплекс специфических совместных действий людей. Оно перестает существовать в политическом смысле, как только ис-чезает возможность функционирования определенных типов совместных действий. Главным образом — осуществления власти от имени общества особыми группами людей.

Деятельностный подход в политологии не менее значим, чем в со-циологии. Смысл политологической науки заключается в основном в объ-яснении сути процесса и организации политических действий, их детерми-нации и влияния на общество. Категория деятельности при изучении по-литических явлений играет роль объяснительного принципа и методологического основания.

В начале данной работы хотелось бы сразу конкретизировать рас-сматриваемое во второй части работы понятие «политическая культура»

Понятия «политическая культура» и «политическое сознание» ис-пользуются для обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.

Политическая культура — постоянно изменяющийся и развиваю-щийся феномен, чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине «политическая культура» самого понятия «куль-тура» создает ряд трудностей в его определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга.

Если под культурой понимать всю сумму результатов материально-го и духовного производства человеческого общества, то политическая культура представляет ту часть общей культуры, которая объединяет ис-торический опыт, память социальных общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, установки, навыки, определяющие поли-тическое поведение.

Политическая культура — это совокупность официально принятых и неофициально бытующих в данной стране политических норм, правил, принципов и обычаев, которые достаточно жестко (хотя порой и незамет-но) определяют, направляют, ограничивают политическое поведение как государственных деятелей, так и рядовых граждан. Нет политической культуры, единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневосточного региона. Существуют многие типы и вариации поли-тической культуры — региональные, национальные и тд. В каждой кон-кретной стране есть собственная базисная модель политической культуры, и проявляется она в национально-специфических формах.

В осмысление политической культуры большой вклад внесли аме-риканские политологи Г.Алмонд, С.Верба, СЛипсет, Л.Пай и др. Их подхо-ды к изучению проблемы были разными. Политическая культура трактовалась то как психологическое явление, как совокупность внутренних ориентации человека на политические объекты, то как модель желатель-ного поведения и мышления. Объективистский подход призван был рас-крыть содержание политической культуры через нормы и санкциониро-ванные образцы поведения граждан и групп. Однако все исследования были ориентированы на субъективный контекст политики, ценностные ориентации человека в политике, на оценочные суждения и мнения чело-века о политических объектах. Оценочные суждения отражают индивиду-ально-личностное отношение к явлениям политики и власти, меру осозна-ния своего гражданского долга, глубину понимания и значимости идей свободы, справедливости, равенства, гуманизма.

I. Политическая деятельность – специфическая форма активности субъекта.

Понятие деятельности охватывает все многообразие форм активно-го отношения людей к окружающему миру — природному и социальному, включающему целесообразное изменение его в соответствии с человече-скими потребностями. Каждая сфера жизни общества (экономическая, со-циальная, духовная и т. д.) характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как и общественных отношений.

Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия политической деятельности — это означает дать существенное определение политики.

Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении пробле-мы политической деятельности, вытекающие из неоднозначного понима-ния политической системы. Один из них: деятельность понимается, преж-де всего, как саморегуляция политической системы внутри себя, являю-щейся самостоятельным организмом. Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские, партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной подход (чаще всего встречается у марксистских авторов) базируется на понимании политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к политическим институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на систему социальных групп и общественных объединений, людей, то есть субъектов гражданско-го общества.

Политическая деятельность представляет собой совокупность орга-низованных действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая деятельность — это руководство и управление общественными отношениями при помощи институтов власти. Ее суть — управление людьми, человеческими сообществами.

Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах государства, определение форм, задач и направления дея-тельности государства, распределение власти, контроль за ее деятельно-стью, а также иное воздействие на политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и опо-средствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным институтам; профессиональная и непрофессиональная деятель-ность; руководящая и исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической системы или, напротив, на ее разруше-ние; институционализированная или неинституционализированная дея-тельность (к примеру, экстремизм); системная или внесистемная и т. д.

М. Вебер, говоря о составе политической деятельности, подчерки-вал, в первую очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существующих отношений господства».

Если говорить об институтах, входящих в политическую систему, то деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего, раз личные цели и средства их достижения.

Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, зна-ния, мотивации и норм, наконец, самого процесса активности.

Непосредственным объектом политической деятельности выступа-ют политические ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные группы, партии, элиты, лидеры.

В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения общества, социальных групп, классов, слоев, элит к ин-ститутам политической власти и последних к обществу.

Субъекты политической деятельности разнообразны. Отметим, в частности, два их вида: групповые и индивидуальные субъекты. К групповым относятся: классовые, национальные, территориальные (региональ-ные), корпоративные, элитарные субъекты. Индивидуальный субъект — любая политически активная личность, действующая в единстве с груп-пой.

Анализ политической структуры общества позволяет выявить раз-новидности групповых субъектов (политических групп), сложившихся в данной социально-политической ситуации. Политические группы следует отличать от социальных групп. В качестве субъектов политического дей-ствия зачастую выступают лишь отдельные части (слои) больших социальных групп или смешанные группы. Различные слои одной и той же социальной группы или общности (скажем, нации) нередко оказываются ориентированными на неодинаковые, а иногда и на противоположные це-ли и ценности.

Существенный признак политической деятельности — ее рацио-нальность. Иными словами, осознанная ориентированность на политиче-ские интересы, цели и ценности; взаимосвязь мотивов выбора целей и средств практических действий, познавательной и оценочной деятельно-сти. Отсюда (по М. Веберу) наличие двух видов рациональности: целера-циональное (осознанность, научная обоснованность политических целей) и ценностно-рациональное (осознанность ценностей). То и другое доказыва-ет превращение знания и ценностей в важнейшие факторы власти и управления. Рациональность в политике специфична: включает идеоло-гию. Идеологический компонент пронизывает всякое политическое дейст-вие, коль скоро оно ориентировано на определенные ценности и интересы. Более того, является критериальным признаком его направленности.

Рациональный момент, безусловно, является решающим в субъек-тивном смысловом содержании политического действия, выражая отно-шение субъекта к институтам власти. Тем не менее политическое действие не исчерпывается рациональностью. В нем остается место для иррационального как отклонения от целенаправленности.

Мотивационная база политического действия — сложная система, в которой наряду с рациональной стороной (ориентированность на цели

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»