Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая культура

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Скачать реферат


Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра истории

и политологии

РЕФЕРАТ

Тема: «Понятие политической культуры»

Выполнил студент

Мульцын К.А.

группа ПМ-94

Новосибирск, 1999

План:

1. Сущность и содержание политической культуры

2. Типология политической культуры. Факторы, влияющие на ее формирование

3. Политическая социализация личности

Список литературы.

1. Сущность и содержание политической культуры

Политическая культура — составная часть общей культуры человечества. В соответствии с точкой зрения одних ученых она включает в себя те элементы духовной культуры страны, политического сознания, которые отражают совокупность наиболее устойчивых политиче-ских ориентации, ценностей, установок ее народа. При этом она исходит из того, что поли-тическая культура не включает в себя политическое поведение, но реализуется через него. Другие ученые утверждают, что политическая культура включает в себя не только элементы духовной культуры, политического сознания, но и политического поведения. В конечном итоге главное заключается в том, что обе точки зрения сходятся в понимании того, что поли-тическая культура не замыкается в рамках политического сознания, а находит свое проявле-ние, реализацию в политической практике.

Политическая культура складывается, с одной стороны, из укоренившихся представлений населения страны, касающихся сферы политики, обусловленных традициями, обычаями, ве-рованиями, передаваемыми из поколения в поколение, с другой стороны, из воспроизводства этих представлений в процессе изменяющихся условий политической жизни общества. Сле-довательно, политическая культура — динамичное явление, в котором в той или иной мере заложены наследственные качества. В соответствии со сказанным можно дать следующее определение политической культуры: Политическая культура — это уровень и характер общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политиче-ским опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политиче-ской жизни.

Впервые термин "Политическая культура" был введен в научный оборот немецким фило-софом И. Гердером в XVIII веке. Систематизированное же представление о политической культуре как составной части политологии сложилось лишь в середине XX века. Основной вклад в становление и развитие теории политической культуры внесли Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, М. Дюверже и некоторые другие ученые.

Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколь-ко им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активностисочетаются творческие и стереотипизированные приемы реа-лизации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывался между освоенными и неосвоенными человеком нормативами политической игры, стандартам гражданноского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и разви-тия политической культуры.

В то же время сосуществование ценностей и сиюминутной (чувственной) мотивации по-ступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней "логичным", "не-логичным" и "внелогичным" элементам (В.Парето), способствуют одновременному поддер-жанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.

Особой сложностью отличаетсястиль массового политического поведения граждан, под-держиваемый строением институтов власти, т.е. политическая культура общества в целом. Эта политическая культура, закрепляя нормы, стереотипы, приемы, общения и проч. в поли-тическом языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится интегрировать общество, обеспечить стабильность отношений элиты и электората. Там же, где люди отчуждены от власти и не имеют возможности руководствоваться значи-мыми для себя политическими ценностями и целями, как правила, возникает противоречие между официальной (поддерживаемой институтами государства) политической культурой и теми ценностями (и соответствующими им формами поведения), на которые сориентировано большинство или значительная часть населения. Так, например, в ряде стран Восточной Ев-ропы официальные цели "социалистического строительства" в значительной мере внедря-лись под давлением государственных инстанций, ни по-настоящему не встроились в систему национальных ценностей и традиций. Поэтому и расстование с социалистическим тсроем прошло там достаточно безболезненно, в виде т.н. бархатных революций.

Однако в разных странах — и даже в тех, где нет существенных противоречий между официальной и реальной политической культурой, — всегда сужествуют различия в степени признания и поддержки общественными группами и индивидами принятых в политической системе норм и традиций. Это свидетельствует о разной степени культурной оснащенности политических субъектов. Более того, там, где получают распространение идеи, пренебре-гающие ценностью человеческой жизни, игнорирующие права граждан, где правящий режим заставляет людей руководствоваться чувствами страха и ненависти друг к другу, утверждает в общественном сознании идеологию насилия, — там распадается ткань политической куль-туры. Культурные ориентиры и способы политического участия уступают место иным взаи-моотношениям граждан с властями. Фашистские, расистские, шовинистические движения и терроризм, охлократические формы протеста и тоталитарный диктат властей неспособны поддерживать и расширять культурное пространство в политической жизни. Напротив, они создают в политике культурный вакуум, порождают процессы, чреватые разрушением чело-веческого сообщества.

Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (потес-тарного) учения граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на ирра-циональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляче-ская мифология, "единая кровь" своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная "общего интереса" и дисциплины (И.Ильин), понимая свободу как "бесчинство разнузданно-сти" (С.Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют рас-пространению болезненных энтофобий и вспышек насилмя в обществе.

Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образ-цах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятым ценностям, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным по-литическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развива-ясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации поли-тической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.

Политическая культура относится к такому явлению духовной жизни народа, которое ока-зывает существенное влияние на самые разные стороны его политической жизни и на осно-вании которого можно судить об уровне политической зрелости общества. Поступательное развитие политической истории человеческого общества — это не только становление и раз-витие государства, утверждение и смена тех или иных форм его устройства и правления, по-литических режимов и политических систем, но и развитие социальных субъектов политики — личности, различных групп населения, общества в целом. В процессе этого развития субъекты политики усваивают ту или иную политическую культуру, которая соответственно своему характеру оказывает воздействие на политическую жизнь, политический процесс, по-литическую систему общества и политический режим. Воздействие настолько сильное, что отдельные политологи считают политическую культуру составной частью политической системы общества.

Хотелось бы обратить внимание на следующее: политическая культура, естественно, не единственный фактор, определяющий политическую жизнь и политическую систему обще-ства. Свою роль здесь играют также социально-экономические интересы, нравственные нор-мы, идеология, образование, этническая принадлежность и другие особенности как отдель-ной личности, так и социальных групп. Однако при всем этом субъект политики лишь тогда может правильно оценить политическую жизнь и политическую систему, распорядиться ха-рактером и направленностью своего участия в них, когда овладеет основополагающими нор-мами политической культуры. В противном случае будут сплошные заблуждения, за которые рано или поздно придется расплачиваться. Политическая культура дает возможность хорошо ориентироваться в политической ситуации, давать правильную оценку происходящим собы-тиям, умело определять кто есть кто, делать нужный выбор.

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека, по-литическая культура характеризует его способность понимать специфику своих властно зна-чимых интересов, действовать при достижении целей в соответствии с привилами политиче-ской игры, а также творчески перестраивать свою деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая культура может проявляться в форме духовных по-буждений и ориентаций человека, в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в институциализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов поли-тического и государственного управления, их функциях). Поскольку не все ценности одно-временно воплощаются практически (и уж, тем более, институционально), между

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»