Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая мысль

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Политическая мысль

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Политическая мысль древности и средневековья. ………………………….. 3

2. Политическая мысль XIX – начала XX вв. ……………………………….…. 6

Список использованной литературы. …………………………………………... 21

§ 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

История политической мысли уходит в глубокую древность, поскольку политические идеи рождаются вместе с появлением государства. Первоначально они носили отрывочный характер, но уже с II и I тысячелетий до нашей эры дошли до нас крупные памятники законотворчества и такие выдающиеся срав-нительно систематические произведения, посвященные политической проблема-тике, как «Республика» («Государство»), «Политика» и «Законы» Платона (427—347 гг. до н. э.) и «Политика» и «Афинская политика» Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Само понятие «политика» берет свое начало от греч. «роlis», т.е. древнегреческий город-государство, устройство которого прежде всего исследо-вали крупнейшие мыслители античности. Надо учитывать, что в слово «полити-ка» тогда вкладывалось очень широкое содержание, включавшее не только соб-ственно политические, но и социальные, экономические, этические и иные про-блемы в современном их понимании. Политика рассматривалась как знание о высшем благе и счастье государства-полиса и его граждан.

Платон и Аристотель. Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, не-расчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рас-сматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граж-дан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разде-лялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались, ему подчиня-лись практически все и вся. Оно выступало как «творение природы», как реали-зация естественной потребности человека — существа общественного, «полити-ческого животного» — в общении и совместной деятельности, как высшая фор-ма такого общения, а задача политического знания видилась в нахождении оп-тимального устройства государства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона и Аристотеля в развитие политической мысли. Им принадлежит и заслуга выдвижения идеи нахождения наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства,

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются: тимократия — государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия — власть бедных, народа, земледельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслут, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью ит.д. Порождаемая ею тирания — наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы при демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую смешанную форму государства, которая сочетает признаки монархии и демократии.

Ученик Платона Аристотель развил идеи своего учителя о формах госу-дарства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, коли-чественный критерий, т.е. количество лиц, осуществляющих правление в госу-дарстве, а с другой, качественный критерий, т.е. цели государственного правле-ния. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» — мо-нархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения об-щего блага, и соответствующие три «неправильные» формы — тирания, олигар-хия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматрива-лись в этой связи как основные формы, из которых образуются другие.

Симпатии Аристотеля на стороне политии, ибо она, как смешанная форма, «золотая середина» сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить аристократическая Спарта и Крит. Причину смены различных форм правления в результате перево-ротов Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежавших в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.

Аналогичные взгляды развивал в Древней Греций и Полибий (201—120 гг. до н. э.), у которого политическая история представала как движение по кругу на основе последовательной смены шести государственных форм: монархии, тира-нии, аристократии, олигархии, демократии и охлократии, т.е. власти черни, тол-пы. Свой идеал он строил на основе смешения черт монархии, аристократии и демократии, считая, что каждая из них уравновешивает другие. Примерами тако-го или близкого к нему устройства он считал те же Спарту и Крит, Карфаген и особенно Рим, исторический путь которого он описал в сорока томах своей “Ис-тории”.

§ 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX – НАЧАЛА XX ВВ.

Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой фран-цузской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как: а) дальнейшая углубленная разработка многих идей, выдвинутых на предшест-вующем богатейшем этапе истории политической мысли; б) становление, утвер-ждение и расцвет таких важнейших направлений политической теории и практи-ки, как либерализм, консерватизм, социализм и др.; в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимо-действию экономики и политики; г) широкое распространение позитивизма в изучении политико-правовой проблематики (О. Конт, Г. Спенсер и др.); д) выде-ление в конце данного периода политологии в особую самостоятельную область научного знания. В центре развития политической мысли этого периода находи-лись взгляды Б. Констана и И. Бентама, А. Токвиля и Дж. С. Милля, О. Конта и Г. Спенсера, классиков утопического социализма (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн) и марксизма (К. Маркс и Ф. Энгельс), Л. Гумпловича и Г. Е. Еллинека, В. Парето и Г. Моска и др.

Констан и Бентам. Наиболее крупными сторонниками либерализма этого периода были Бенжамен Констан (1767—1830) во Франции Иеремия Бентам (1748—1832) в Англии. В их трудах главное внимание уделяется проблемам ин-дивидуальных прав и личные свобод, разделения и равновесия властей. В их взглядах отразился исторический компромисс между противоборствовавшими тогда силами буржуазии и дворянства в указанных странах.

Проблемы политики Б. Констан рассматривал сквозь призму соотношения государства и личности, Он считал, что человеку присуща свобода, из которой вытекают основные гражданские права и которая служит основой человеческого общения и несовместима с произволом. Права гражданина не зависят от госу-дарства и неприкосновенны для него. Само право он рассматривает как реализа-цию свободы. При этом важно различать политическую, коллективную свободу, заключающуюся в праве участия в осуществлении политической власти, как это имело место у древних народов, и личную, гражданскую свободу, выражающую определенную независимость личности от государства, его невмешательство в личные дела (эта свобода выдвигается на первый план в новое время). Это преж-де всего неприкосновенность личности и частной собственности, свободы совес-ти, слова, печати, собраний, местожительства, занятий, конкуренции и частной инициативы, невмешательство государства в экономику в предпринимательскую деятельность и др. «Под свободой, — писал Б. Констан, — я понимаю торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия, и над масса-ми, предъявляющими со стороны большинства право на подчинение себе мень-шинства». Поэтому он признает лишь те формы государственного устройства, где нет чрезмерной власти, и есть гарантии индивидуальной свободы в виде си-лы общественного мнения, принципа разделения и равновесия властей. Наилуч-шей для него является форма конституционной монархии, в рамках которой су-ществует власть монарха, законодательная власть парламента как «власть обще-ственного мнения», исполнительная власть правительства, судебная власть и муниципальная власть.

И. Бентам — основатель теории утилитаризма и современного либерализ-ма, решительный противник теории естественного права. Он считал, что все должно быть подчинено «принципу

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»