Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая система

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Якутский Государственный Университет

Им. М.К. Аммосова

Математический Факультет

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

(Реферат)

Выполнил студент

гр. ПМ-98

Баягантаев А. Ю.

20 октября 1998

1998 Якутск.

План реферата по теме: “Политическая система”:

1. Понятие политической системы.

1.1 Модель политической системы по Д. Истону.

1.2 Модель политической системы по Г. Алмонду.

2. Структура политической системы.

2.1 Политическая организация.

2.1.1 Государство, партии, массовые общественные организа-ции и движения.

2.1.2 Средства массовой информации.

2.1.3 Церковь

2.1 Политические отношения.

2.2 Политические и правовые нормы.

2.3 Политическое сознание и политическая культура.

3. Типы политических систем.

3.1 Типологизация по Г. Алмонду.

3.2 Типологизация по Ж. Блонделю.

3.3 Типологизация по критерию политического режима.

1. Понятие политической системы.

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет меха-низм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в ка-честве единого социального организма. Этот механизм именуется по-литической системой.

Понятие политической системы является одним из основных в по-литологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать “окруже-нием” или “окружающей средой”, и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Политическую систему составляют многие подсистемы, структуры и процессы, она взаимодействует с другими подсистемами: социаль-ной, экономической, идеологической, культурной, правовой. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых по-литические решения данной системы обязательны и реально исполняют-ся. В случае законодательной системы речь идёт о действии закона на определённой территории, в случае муниципалитета - его акты ог-раничены его территорией, в случае политической партии - учитыва-ются пределы действия устава, программы, партийных решений.

Глубокое обоснование и широкое распространение понятие “поли-тическая система” получило лишь в середине ХХ в., что порождено логикой развития политической науки, приведшей к необходимости описания политической жизни с системных позиций. Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим две из них, составляющие основу теории политических систем - американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

Д. Истон в своих работах изложил основу анализа любой полити-ческой системы какой-либо страны, а также составляющих эту систему подсистем: парламента, правительства, местного самоуправления, политической партии, общественной ассоциации. По Д.Истону Политическая система - это саморегулирующийся и развивающийся организм, реагирующий на поступающие извне импульсы.

У системы есть вход, на который извне поступают импульсы в форме требований (конструктивных и деконструктивных) и поддержки (или протеста). Требования могут возникать и формулироваться как в окружающий среде, так и внутри самой системы. Поддержка может выражаться в выплате налогов, военной службе, соблюдении законов, участии в голосовании, лояльном отношении к государственной власти её символам. Независимо от места своего происхождения требования и поддержка становятся частью политической системы и должны учитываться ею в соответствующих структурах и при соблюдении определённых процедур. Например, требование индексировать заработную плату учителей учитывается в ходе коллективных переговоров.

Выход информации - результат функционирования политической системы - осуществляется в виде решений и политических действий. Эти решения и действия так или иначе оказывают воздействие на окружающую среду. Поддержка, оказываемая системе усиливается, если данные решения и действия соответствуют ожиданиям и требованиям многочисленных слоёв и групп населения. В системе усилятся стабилизационные процессы. В случая полного или частичного несоответствия ожиданиям политические решения могут иметь негативные последствия, породить новые требования, что может привести к частичному или полному кризису политической системы. В этом случае в обществе множатся дестабилизирующие процессы.

Требования занимают важное место в разнообразной информации, поступающей в систему и свидетельствующей об ожиданиях, мотивах и интересах людей. Истон разделил их на распределительные (о зарплате и рабочем времени, об условиях получения образования, услугах), регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над рынком и т.п.), коммуникативные (о представлении политической информации, о демонстрации политической силы и др.).

Политическая система является открытой: она подвержена много-численным воздействиям, идущим из окружающей среды. Если такое воздействие слабое, тогда политическая система не имеет достаточно информации для принятия стабилизирующих общество решений. Такое воздействие может быть сильным, но односторонним, и тогда система принимает решение в интересах какого-то одного слоя, а это также может дестабилизировать ситуацию. Наконец, воздействие может быть настолько сильным, что происходит перенасыщение информацией, и это может привести к ошибочным решениям.

Выходные действия политической системы, по Истону, обусловле-ны её главным предназначением, самой природой политической власти. Она состоит в обязательном представлении политических решений, авторитарном распределении и обеспечении принятия их населением. Политическое решение и является формой авторитарного распределения ценностей.

В отличие от Истона, Г. Алмонд рассматривает политическую систему как множество взаимодействий, поведений, как государствен-ных, так и негосударственных, которые необходимо исследовать. Он отмечает, что любая политическая система имеет свою собственную структуру, многофункциональна; все политические системы осуществ-ляют одни и те же функции и смешаны в культурном смысле. Важной особенностью является многофункциональность политической системы. В частности, несмотря на провозглашённый принцип разделения вла-стей, многие функции, хотя и по-разному в разных системах, нераз-делимы. Например, вмешательство парламента в текущую политику, за-конотворческая деятельность правительства и президента происходит во многих странах мира. Смешанность политических систем в культур-ном смысле означает, что нет, например, “чистого” президентского или “чистого” парламентского правления.

Модель Г. Алмонда преодолевает некоторые недостатки модели Д. Истона. Она учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы поступающие не только извне, от народа, но и поступающие от правящей элиты. Правительство, к примеру, решает множество вопросов, имеющие мало общего с интересами и желаниями граждан (Применение насилия в отношении отдельных социальных групп, начало войны).

Выход информации, по Г. Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов (высказанных и не высказанных, укрупнения (обобщения и интеграции интересов)), политических коммуникаций(связей и взаимосвязей различных политических сил).

Функции выхода информации состоят из установления правил (за-конодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализация правил (придания им юридического оформления), непосредственного выхода информации (прак-тическая деятельность правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). Таким образом, к важнейшим функциям политической системы относятся изучение ситуации и учёт её особенностей, а также политическое решение выделенных проблем.

В данной модели основное внимание уделено множественности различных интересов внутри самой системы, их столкновению и объе-динению, учёту этих интересов системой.

Современные интерпретации политических систем отличаются раз-нообразных концепций. Существует до двух десятков определений дан-ного понятия, в основе которых различные критерии. В целом можно утверждать, что политическая система - это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном итоге регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определённый социальный порядок на основе использования государственной власти.

2. Структура и

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»