Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическая система

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Выполнил: студент 1 курса

Калининград

2003

Тема: «ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА»

План:

1) Понятие политической системы

2) История проблемы.

3) Структура политических систем

4) Типы политических систем.

5) Функции политических систем.

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типу политической системы (президентская, парламентская).

Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:

- состоит из многих частей;

- части составляют единое целое;

- система имеет границы.

История проблемы.

Эволюция здесь такова. В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов ее содержания здесь выступают не только государственные и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними.

Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.

Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия "система" и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

Система - это множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Универсальными признаками существования системы являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостности, свойство внутреннего взаимосоответствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами.

Сама теория систем начала активно формироваться на Западе с конца XIX века:

- в рамках так называемой "общей теории систем", преимущественно на уровне биологических организмов;

- в кибернетике;

- в социологии;

- в теории управления производством;

- позднее в "менеджеризме" в экономике.

В разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области можно отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева, А. К. Белых, Ф. М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было только начало. Основателем же теории политической системы является американский политолог Д.Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить так:

- политическая система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых распределяются ценности в обществе;

- политическая система имеет "реагирующий" и "саморегулирующий" потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;

- политическая система - подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;

- политическая система - это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды.

- политическая система может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" факторами.

Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие" факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный.

Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы - поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация.

Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы.

Нелегитимные. антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

Па выходе системы располагаются "исходящие", легитимные, обязывающие политические решения, действия по их реализации. Продукты деятельности политической системы могут приобретать разные формы и содержание: распределение товаров и услуг, поощрений и стимулов; законодательные акты, постановления и т. п. Обычно эти импульсы политической системы связаны с поддержкой и в зависимости от типа политической системы могут быть ответом на требования населения.

Па выходе организуется и проведение принятых политических решений в жизнь. То есть политическая и организационная деятельность как бы сливаются в единый вид деятельности. Не занимаясь организационной работой, невозможно направлять политику. Успех всей политики во многом зависит от организации дела.

Однако модель Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политической системы и ее внутренние противоречивости. Истон сосредотачивает внимание на авторитарном распределении ценностей.

Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального анализа, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказуя.

Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются. Политическая

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»