Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политические и правовые идеи Реформации

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


Политические и правовые идеи Реформации

В первой половине XVI в. в Западной и Центральной Европе развер-нулось широкое общественное движение, антифеодальное по своей соци-ально-экономической и политической сути, религиозное (антикатолицист-ское) по своей идеологической форме. Поскольку ближайшими целями этого движения являлись “исправление” официальной доктрины римско-католической церкви, преобразование церковной организации, перестрой-ка взаимоотношений церкви и государства, постольку оно стало называть-ся Реформацией. Главным очагом европейской Реформации была Герма-ния.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собра-лись имущие элементы оппозиции - масса низшего дворянства, бюргерст-во, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством кон-фискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти эле-менты, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие тре-бования, боролись за революционное переустройство мира на началах со-циальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных обществен-ных сил, естественно, определило наличие в нём весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, пра-ве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации при-знавали единственным источником религиозной истины Священное Писа-ние и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны “оправдываться одною верой” без посредниче-ской роли духовенства в “спасении” верующего. Все они желали ради-кального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земельными богатствами, были против её зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом её бюргерско-го крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483-1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновляли и сплотили в Германии практически всех поборников Ре-формации.

Чтобы правильно разобраться в системе политико-юридических взглядов М. Лютера, надо, во-первых, учесть, что уже к середине 20-х го-дов XVI в. он резко выступил против крестьянско-плебейского, революци-онного лагеря Реформации; во-вторых, отграничивать то, что в лютеров-ских суждениях прямо связано со “злобой дня”, от того, что содержит глу-бинный теоретический смысл; в-третьих, провести различие между субъ-ективно преследовавшимися самим М. Лютером целями и исторической ролью, которую объективно сыграли высказанные им идеи.

Один из исходных пунктов лютеровского учения - тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправды-вается ею лично перед богом, становясь тут как бы священником самому себе и вследствие этого не нуждаясь более в услугах католической церкви (идея “всесвященства”). Только лишь богу - существу совершеннейшему - обязаны люди (от пап и князей до последнего крестьянина и плебея) пови-новаться рабски, служить верноподданически. В сравнении с богом абсо-лютно все смертные ничтожны. Никто из людей не имеет превосходства над себе подобными: клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Эта трактовка М. Лютером основоположений христианства в условиях Реформации фактически являлась едва ли не первой раннебур-жуазной версией принципа равноправия.

Возможность верующим быть внутренне религиозными, вести истин-но христианский образ жизни обеспечивается, согласно М. Лютеру, мир-ским порядком. Действенность этого порядка обеспечивается благодаря опоре учреждений светской власти (государства, законов) на естественное, а не на божественное право. Будучи в конечном счёте производным от во-ли божьей, естественное право тем не менее представляет собой качест-венно иной феномен, чем право божественное. Опирающейся на него светской власти естественное право дозволяет управлять единственно внешним поведением людей, имуществом, вещами. Свобода души, об-ласть веры, внутренний мир человека находятся, по М. Лютеру, вне юрис-дикции государства, за пределами действия его законов.

В своей концепции государства М. Лютер предусмотрел - и это очень важно для понимания её теоретического значения, - что в сфере естест-венного права, в границах мирских отношений светской власти следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интере-сами, определяемыми человеческим разумом. Властвует же целесообраз-но, управляет разумно тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а отправляет её как бремя, возложенное на него богом. Вообще христианский “управитель должен считать себя слугой, а не гос-подином народа”.

М. Лютер, однако, был чрезвычайно далёк от того, чтобы проповедо-вать необходимость демократического переустройства тогдашней герман-ской государственности. Он наставлял подданных быть покорными мо-нархам, не восставать против власти и смиренно сносить чинимые ею не-справедливости.

Система лютеровских политико-правовых воззрений пронизана про-тиворечиями. Идея усиления роли светской власти, её независимости от папства, которое являлось космополитическим институтом, “работала” на утверждение регионального княжеского абсолютизма. Мысли о монархе как высшем руководителе национальной церкви, о духовенстве как особом сословии, призванном служить государству, освящение светской власти религиозным авторитетом - всё это способствовало насаждению культа государства; суеверная вера в государство надолго становилась характер-ной чертой господствовавшего в Германии политического сознания. Внутренняя религиозность, за которую ратовал М. Лютер, не предполагала сколько-нибудь серьёзного изменения общественно-политического строя той поры: не требовалось упразднять эксплуатацию крестьян феодалами, ликвидировать абсолютистские режимы, устранять духовное порабощение верующих и т. п.

В целом эволюция деятельности и учения М. Лютера происходила та-ким образом, что в них нарастали элементы бюргерской ограниченности, узкоклассового политического утилитаризма, религиозного фанатизма, существенно мешавшие дальнейшему развитию Реформации.

Кростьянско-плебейский лагерь, который возглавил Томас Мюнцер (ок. 1490-1525), обратил реформационное движение в открытую беском-промиссную борьбу против всяких эксплуататорских порядков, социаль-ного неравенства, власти князей, засилья церкви. Пик этой революционной борьбы - Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.).

Социальные и политико-правовые идеи восставших крестьянских масс были наиболее определённо изложены в “12-ти статьях” и в “Статей-ном письме”. Первый документ состоял из относительно умеренных и конкретных требований. В нём, в частности, говорилось о необходимости выборности и сменяемости духовных лиц общинами, об обязательности отмены крепостного права, об уменьшении размера податей, оброков и барщины, об устранении произвола в управлении и судах и т. д. Содержа-ние “Статейного письма”, вышедшего из ближайшего окружения Т. Мюн-цера, было куда радикальнее. Авторы этого письма заявили, что крайне бедственное положение народа больше терпеть нельзя. Всем крестьянским общинам надо объединиться в “христианский союз и братство”, сообща устранить любыми средствами (в том числе и насильственными) тяготы, создаваемые простым людям духовными и светскими господами. В “хри-стианском союзе и братстве”, который должен будет охватить всю страну, установится справедливый общественный строй; его принципом явится служение “общей пользе”. Поскольку “Статейное письмо” задачу учреж-дения такого союза связывало с народными массами, постольку вполне логично допустить, что в них оно видело и носителя власти при новом со-циальном порядке.

Мысль о том, что власть следует передать простому народу, шла, не-сомненно, от Т. Мюнцера, по мнению которого лишь обездоленному люду чужды эгоистические цели и он движим общими интересами, стремится к “общей пользе”. Т. Мюнцер прорицал лютеровское понимание существо-вавшего светского государства как организации, устанавливающей и охра-няющей с помощью юридических законов “гражданское единство” между разными конфликтующими слоями общества с их различными потребно-стями и религиозными верованиями. Он считал, что М. Лютер, обосновы-вая изъятие из ведения светского государства всех общезначимых дел ре-лигиозно-этического плана, фактически оправдывал узурпацию данного государства социальными верхами, которые распоряжались им вовсе не ради поддержания “гражданского единства”, а в целях удовлетворения своих корыстных партикулярных интересов. Волю и цели бога способно осуществить только то государство, которое сообразует своё бытие с об-щей целью мирового развития, целью всего сущего.

Для того, чтобы сбросить “безбожников с трона правления” и выдви-нуть на их место людей низших и простых, надо воспользоваться мечом. Это, по Т. Мюнцеру, неизбежно и законно. Другого средства нет, пока светские и духовные князья грубой силой подавляют трудящихся кресть-ян. Новый строй тоже будет вынужден прибегнуть к мечу, ибо ему при-дётся защищать власть общественного целого над эгоистическими соци-альными группировками.

Т. Мюнцер был реалистически мыслившим революционным вождём и не предрешал в деталях формы государственного устройства, принципы управления и т. п. в обществе, где простой трудящийся народ и впрямь окажется источником и субъектом политической власти. Во взглядах Т. Мюнцера есть зачатки республиканских идей; в известной степени эти идеи восходят к соответствующим представлениям таборитов. Отчётливо было сформулировано им требование обеспечить охрану основ государст-ва, определение направлений

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»