Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политические идеи К. Маркса

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.Е.ЖУКОВСКОГО «ХАИ»

РЕФЕРАТ

по политология

на тему : ”Политические идеи К. Маркса”

Выполнил студент:

Резинкина О.В.

Проверил преподаватель :

Ландесман Т.Я.

ХАРЬКОВ

2000

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Исторические условия возникновения марксизма ............... 3

2. Материалистическое понимание истории ……..………….. 4

3. Политическая концепция К. Маркса ………………………… 5

4. Историческое значение марксизма …………………………. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ..........................……. 10

1.Исторические условия возникновения марксизма.

Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма по-родивших потребность в создании научной теории.

Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предпри-ниматель Фридрих Энгельс ( 1820 – 1895 ) разрешили задачу следующим образом : сформулировав радикальную научную коммунистическую тео-рию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.

Важным этапом развития капиталистической экономики был про-мышленный переворот , наиболее широко проявившийся в первые деся-тилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей преды-дущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразивших-ся в переходе от мануфактуры к фабричной системе , основанной на ши-роком применении машинной техники. Обусловив утверждение капита-листических производственных отношений. Важной исторической пред-посылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то об-стоятельство , что капитализм одержавший победу над феодализмом в пе-редовых странах Западной Европы , уже показал к тому времени не толь-ко свое экономическое преимущество над предыдущим способом произ-водства , но также и противоречивость своего развития , все большее на-растание конфликта между трудом и капиталом.

Промышленный переворот , осуществившийся вначале в Англии , а затем и в других странах Западной Европы , создал качественно новую основу для развития производственных сил и , следовательно , реальную перспективу резкого увеличения после социальной революции производ-ства материальных благ для трудящихся , и увеличения свободного вре-мени – основы всестороннего развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная об-щественная сила. Широко известны проявления активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах , а также чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.

То обстоятельство , что развитие капитализма в Германии в этот пе-риод сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений , придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того , что в условиях назревавшей в этой стране буржуаз-но – демократической революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота классовых противоречий в Германии 40–х го-дов во многом благоприятствовала тому , что революционное пролетар-ское учение возникло именно в этой стране.

Наряду с революционными выступлениями рабочего класса , важ-нейшее значение в подготовке возникновения марксизма имело происхо-дившее ранее развитие общественной мысли : немецкой классической фи-лософии , классической английской политической экономии и француз-ского утопического социализма.

2. Материалистическое понимание истории

Учение, разработанное Карлом Марксом совместно с Фридрихом Энгельсом , представляло собой целостное мировоззрение, стройную сис-тему философских взглядов.

Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустри-альном этапе развития, процесс все большего углубления противоречий между производительными силами и производственными отношения-ми , между общественным характером производства и частнособственни-ческим присвоением их результатов , он сформулировал материалистиче-ское понимание истории , теорию прибавочной стоимости и политиче-скую концепцию диктатуры пролетариата. Выделив производственные отношения как основные , такие , что определяют комплекс обществен-ных отношений , он утверждал , что в истории решающую роль играют народные массы , что капитализм имеет переходное значение в истории , поэтому его должен заменить новый коммунистический строй , который является неизбежным и закономерным результатом революционного ре-шения противоречий капитализма .

В пролетариате Маркс увидел особый класс, призванием которого является уничтожение существующего миропорядка. Пролетарии страда-ют от непосильного труда, нищеты, болезней, роста преступности, кото-рый, как отмечал впоследствии Ф. Энгельс, необходимо следует за разви-тием крупной промышленности и ростом городов. Борьба с этим положе-нием — призвание пролетариата; уничтожение частной собственности — путь к освобождению. Освобождая себя, пролетарии уничтожают и угне-тение других групп общества.

К. Маркс исходил из того , что государство и право в развитии об-щества есть продукт материальных отношений , это было совершено но-вой позицией относительно теорий природного права и общественного договора тех времен.

В чем же состояла принципиальная новизна идей Маркса? Как не-однократно поясняли основоположники марксизма, домарксовский фило-софский материализм (в том числе и фейербаховский) ограничивался кон-статацией зависимости человека, ею практической и познавательной дея-тельности от природы. Человек есть часть природы, «живет природой» и потому не является нейтральным носителем «чистого самосознания», или «духа» В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» Маркс не-однократно возвращался к мысли об общественной! (социальной) сущно-сти человека. Развитие этой мысли, определив направление, в котором Маркс преобразовывает материализм. Уже в «Тезисах о Фейербахе» (1845) утверждается, что жизнь людей, в которой и обнаруживается чело-веческая сущность, носит преимущественно практический характер. Че-ловек не просто «находится» в природе, а практически преобразовывает, изменяет ее. Еще раньше, как мы помним, Маркс заключил, что трудовая деятельность — родовая для человека, то есть подлинно человеческая. В обществе отчуждения она извращена, перевернута, искажена. Отчужден-ный труд является проклятием, утратой человеческой сущности.

Основная идея социально – политических взглядов К. Маркса была в том , что в результате внутреннего развития капитализма будут разру-шены узкие рамки классовых и национальных отношений , создадутся условия для раскрепощения человека. Продвижение к освобождению че-ловека осуществляется через классовую борьбу и революцию , уничтоже-ние одного класса другим , через установление власти рабочего класса , что остаточно приведет к исчезновению деление общества на социальные классы и возникновению однородного , социально справедливого обще-ства.

Проблема освобождения человека , формирование целостного , гар-монического , всесторонне развитого человека – главная идея К. Маркса. Уже в своих ранних трудах Маркс писал про необходимость установления принципиально нового общественного строя , который бы сделал исхо-дящим моментом развития именно человека.

Чтобы лучше понять суть марксистской политической концепции , необходимо глубже присмотреться к научным работам К. Маркса.

4. Политическая концепция К. Маркса

Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получе-ния степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание за-щиту интересов «бедной, политически и социально обездоленной мас-сы...».

Начиная еще с 1842 года он изучает новое для Германии общест-венное движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые выступления немецких социалистов и коммунистов.

Первая попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в 1932 году под названием «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе коммунистического будущего.

Учение об отчуждении и присвоении человеком собственной сущности, то есть об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного мировоззрения. Однако перспективы

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»