Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политический режим. Типология политических режимов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


РЕФЕРАТ по ПОЛИТОЛОГИИ

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

СТУДЕНТА 2-го КУРСА

ОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ОЛЕЙНИКА ИЛЬИ ВАЛЕРЬЕВИЧА

ПЕТРОЗАВОДСК 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................3

2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.................................................. 4

3.НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ............................................. 9

3.1. Тоталитаризм................................................................................ 9

3.2. Авторитаризм.............................................................................. 12

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ............................................................................. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............................ 16

1. ВВЕДЕНИЕ.

Я выбрал эту тему потому, что хочу лучше разобраться в про-цессах, происходящих сегодня в России, так как наша страна нахо-дится на стадии перехода от одного политического режима к друго-му, а именно от “ тоталитаризма” к “ демократии”.

В своей работе мне хотелось бы выяснить , что стоит за этими терминами.

Начну с определения политического режима. Каждое государ-ство имеет свой политический режим. Политический режим озна-чает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществле-ния политической государственной власти в обществе, характеризу-ет степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существую-щей в стране.

Режим - управление, совокупность средств и методов осуще-ствления экономической и политической власти господствующего класса ( * ).

В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, ко-торые незначительно отличаются друг от друга.

Античный философ Аристотель дает два критерия, по кото-рым можно провести классификацию:

1) по тому, в чьих руках власть;

2) по тому, как эта власть используется.

“Правильные “ формы государства: монархия ( власть одного человека ), аристократия ( власть в руках немногих “лучших” ), по-лития ( власть большинства из средних в имущественном отноше-нии людей ).

“Неправильные” формы государства - те, при которых стоя-щие у власти люди действуют в собственных интересах, не заботясь о благе общества. К “неправильным” формам относятся: тирания ( власть в руках тирана ),олигархия ( у власти имущее меньшинство ) и демократия ( контроль общества (большинства ) над властью)).

------------------------------------------------------

( * ) Политологический словарь. М., 1991.

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сохра-нялось вплоть до конца 1868 года, а со времен Великой

французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства государства. Выделяют два основных демократических принципа: свобода и ра-венство.

Одна из достаточно простых, широко распространенных, клас-сификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические. Типология политических режи-мов:

а) демократический политический режим;

б) либеральный политический режим;

в) авторитарный политический режим;

г) тоталитарный политический режим.

2.ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ.

Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть ) -народовластие - это одна из основных форм уст-ройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства : свобода, равенство, уважение че-ловеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и полити-ческое движение за народовластие. С момента возникновения демо-кратия связана с государством, а значит с принуждением, и в луч-шем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилеги-рованного меньшинства, в большей или меньшей степени подкон-трольного народу.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих пред-ставителей власти и может периодически сменять их. Выбо-ры должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается нали-чие различных групп или индивидуумов, свободных вы-ставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опи-ралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноаме-риканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие де-мократического государства - лица, осуществляющие вер-ховную власть, избираются, причем избираются на опреде-ленный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и мень-шинства. Мнение большинства, выраженное демократиче-ским путем на выборах, это лишь необходимое условие де-мократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочета-ние правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применя-ются дискриминационные меры, режим становится недемо-кратическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государ-ством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных со-ветах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут со-браться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая де-мократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демокра-тию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти яв-ляется плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования ( в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, напри-мер, референдумы. Гражданам посредством голосования предостав-ляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил дру-гого решения, который обычно готовится президентом, правитель-ством , партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе

формой политического участия является представительная демо-кратия. Её суть - граждане избирают в органы власти своих пред-ставителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»