Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Политическое лидерство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СЛУЖБЫ

Юридический факультет

группа 31юсД

Реферат по предмету:

Политология

на тему:

«Политическое лидерство»

Составил студент:

Цыбульский А.А.

Принял преподаватель:

Краснолуцкий Г.П.

Санкт-Петербург

2000 г.

План:

1. Определение лидерства.

2. Объективная и субъективная стороны лидерства.

3. Политическое лидерство как властеотношение.

4. Функции политического лидерства.

5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.

6. Типология лидерства.

1. Определение лидерства.

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подхо-ды к его трактовке:

1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является на-правленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большин-ство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с тем, чтобы побудить членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидер-ства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рас-смотрение общества как сложной, иерархически организованной системы соци-альных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выпол-нением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Ины-ми словами, как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, ко-торое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и орга-низовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов».

3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Одна-ко это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенно-сти: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политиче-ским лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Ос-вальд, официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим поступком оказал существенное влияние на последующее по-литическое развитие Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его политическим лидером.

Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния. Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергает-ся и сам лидер. Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его на все общество или крупные группы.

В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам группы.

В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является ли-дером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзира-тель. Следует отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают ис-пользование принуждения.

4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуще-ствляемое на специфическом рынке, при котором политические предпринима-тели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения обществен-ных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должно-сти (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидера вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократи-ческим организациям: государствам, партиям и т.п.

5. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последова-телями. Политическое лидерство отличается от политического руководства, ко-торое, «в отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формали-зованную систему отношений господства – подчинения».

Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в россий-ском обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и, в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием лидерства как главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе межличностных отношений в малой группе. Применительно к социоло-гии и политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее од-носторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие мас-сы людей.

2. Объективная и субъективная стороны лидерства.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явле-ния, во многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встре-чаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, на-пример в стадах обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выде-ляется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его написанными закона-ми, продиктованными взаимоотношениями со средой и биологически запро-граммированными.

Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организо-ванных систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганиза-ции, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспече-ния ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (коррелятивные одноуровневые связи, например разделение труда и коопера-ция) распределение функций и ролей и, прежде всего через выделение управ-ленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффек-тивности требуют, как правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, со-ставляющей систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой групповой интеграцией и высокой степени автономии и свободы раз-личных элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же усиления потребности системы и самих людей в сложно организован-ных коллективных действиях и сознания этих потребностей в форме коллек-тивных целей – спецификация функций лидера и его структурное, институцио-нальное обособление повышаются.

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на пер-вый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффектив-ность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жест-кости подчинения (например, в армии), институциализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных полномочий обязательны.

Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу этого институциализация лидирующих пози-ций проявляется в политике особенно отчетливо.

Институциализация руководящих функций отражается в понятии формаль-ного лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основы-вающее на положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании ресурсами влияния. В противоположность формальному, нефор-мальное лидерство характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (общества). Оно основывается на авторитете, приоб-ретенном в результате обладания определенными личными качествами.

Оба этих аспекта – формальный и неформальный – характеризуют политиче-ское лидерство.

Из всех определений политического лидерства, рассмотренных выше, харак-теристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее плодо-творной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся лишь на ав-торитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»