←предыдущая следующая→
1 2 3 4
ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ
Ориентация политики на интересы людей, живущих в общест-
ве, ее очеловечивание осущетвляется с помощью определенных
принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотно-
шениях между индивидом, обществом и государством. Такой специ-
фической конкретизацией гуманистических представлений примени-
тельно к миру политики являются права человека. Они
представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людь-
ми и государством, обеспечивающие индивиду возможность полу-
чать определенные блага.
Возможны три основных способа взаимоотношений индивидов с
властью: тоталитарный, индивидуалистический и партиципаторный
(участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений
исходит из отождествления общества и государства, из безуслов-
ного приоритета целого над частью и полного подчинения индиви-
да государству. Она исключает саму постановку проблему прав
человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органи-
ческая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном го-
сударственном механизме, управляемый из центра.
Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и
власти основан на приоритете индивида в отношениях с государс-
твом. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который ис-
ходит из того, что свободная личность есть конечный источник
всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.
Последнее является результатом соглашения, договора свободных
индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь
строго ограниченные функции - обеспечение безопасности и сво-
боды граждан, поддержание общественного порядка и многие дру-
гие.
В современной политической науке преобладает третий, пар-
тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он
лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированно-
го, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с
себе подобными создать государство и подчиниться ему в опреде-
ленных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости
взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В
этом случае сама проблема прав человека усматривается не толь-
ко и не столько в ограждении индивида от государственного вме-
шательства, а в использовании государства в целях создания на-
илучших условий свободного существования и развития личности.
На заре человечества в условиях родоплеменного строя
проблема прав человека не стояла и не могла стоять, так как в
то время не было отчужденной от идивидов власти, а значит и
необходимости утверждать и защищать во властных отношениях
- 2 -
ценности личности, ее свободу.
Исторически первой формой осмысления и утверждения инди-
видуального достоинства и автономии личности по отношению к
власти стали идеи естественного права, возникшие в первом ты-
сячалетии до Р. Х.
Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философоф-
софистов: Ликофрона, Антифона, Алкадима и других в VI-V вв. до
н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют
одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство
Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею
договорного происхождения государства и равенства всех людей
перед небом отстаивал в V в. до Р. Х. китайский философ
Мо-Цзы.
Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистичес-
ких ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внес-
ло христианство. Оно придало гуманистическим идеям высший цен-
ностный статус, соединив их с религиозно-нравственными
ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру челове-
ка, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем
самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Оно
требует уважения каждого человека как творения, наделенного
душой и созданного Богом по образу и подобию.
В эпоху феодализма получили распространение принципы вза-
имоотношения между индивидом и властью, унаследованные от ан-
тичного общества и германских обычаев смягченные патриархаль-
ной и христианской моралью.
Виднейшие представители либерализма - Локк, Монтескье,
Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Миль, Бентам и другие - по су-
ществу заложили основы современного понимания прав человека.
Они обосновали понимание фундаментальных прав человека на
жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и не-
которых других как естественных, неотъемлемых и священных им-
перативов и норм взаимоотношений между людьми и властью.
При этом естественность прав означает, что они присущи
индивиду от рождения вследствие его принадлежности к роду че-
ловеческому; неотъемлемость отражает их иманентность индивиду
как живому существу (без наличия которых он не может проявить
свои человеческие качества), а также как свойственность чело-
веку вообще, независимо от времени и пространства, в котором
он существует (вследствие этого права человека могут служить
общим критерием гуманистической оценки любых государств, су-
ществовавших в истории); священность характеризует высочайшее
уважение и почитаемость прав человека, их высший ценностный
статус в иерархии общественных ценностей.
Впервые либеральная концепция прав человека нашла систе-
матизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской
декларации, положенной в основу Билля о правах конституции
США, принятого в 1791 г.
Либеральные права, постепенно получившие государственное
признание в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в пер-
вую очередь интересам буржуазного класса, прамо заинтересован-
- 3 -
ного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в
устранении государственных запретов на производственную и тор-
гово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства
и его подчинении своему контролю с помощью силы денег.
Сама постановка проблемы прав человека в классическом ли-
берализме носит узкий, ограниченный характер. При этом вне по-
ля зрения государства остается сфера экономических, культурных
и других отношений между людьми и соответствующие виды власти:
экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются
на откуп собственникам.
Либеральное решение проблемы прав человека хотя и огради-
ло граждан от государственного произвола, однако не защитило
их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к
социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки
буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной ре-
волюции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило
социальное неравенство и обострило классовые конфликты.
Впервые требования дополнить либеральные права правами
социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX
в. чартистским движением рабочих Англии. В своей программе,
разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволюционный
путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том чис-
ле частную собственность, но требующий справедливой, полной
оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении го-
сударством.
Социальные права и социальная демократия, защищающие лич-
ность в производственной сфере и обеспечивающие достойные ус-
ловия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов
социалистического движения.
В странах Запада социальные права граждан получили юриди-
ческой признание главным образом после второй мировой войны. В
1948 г. важнейшие из них - право на труд, отдых, социальное
обеспечение, образование, достойный уровень жизни и др. - были
включены во Всеобщую декларацию прав человека, принятую Гене-
ральной Ассамблеей ООН. Это дало толчок для закрепления соци-
альных прав в конституциях или законах целого ряда государств.
Во второй половине XX в. в индутсриально развитых странах соз-
дались благоприятные материальные возможности для их реализа-
ции.
Аппеляция философов-просветителей к разуму как высшему
судье в вопросе об определении
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|