Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Права и свободы, как величайшая ценность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


ПРАВА И СВОБОДЫ КАК ВЕЛИЧАЙШАЯ ЦЕННОСТЬ

Ориентация политики на интересы людей, живущих в общест-

ве, ее очеловечивание осущетвляется с помощью определенных

принципов, воплощающих гуманистические ценности во взаимоотно-

шениях между индивидом, обществом и государством. Такой специ-

фической конкретизацией гуманистических представлений примени-

тельно к миру политики являются права человека. Они

представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людь-

ми и государством, обеспечивающие индивиду возможность полу-

чать определенные блага.

Возможны три основных способа взаимоотношений индивидов с

властью: тоталитарный, индивидуалистический и партиципаторный

(участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений

исходит из отождествления общества и государства, из безуслов-

ного приоритета целого над частью и полного подчинения индиви-

да государству. Она исключает саму постановку проблему прав

человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органи-

ческая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном го-

сударственном механизме, управляемый из центра.

Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и

власти основан на приоритете индивида в отношениях с государс-

твом. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который ис-

ходит из того, что свободная личность есть конечный источник

всякой власти в обществе, в том числе и самого государства.

Последнее является результатом соглашения, договора свободных

индивидов. Оно подконтрольно народу и призвано выполнять лишь

строго ограниченные функции - обеспечение безопасности и сво-

боды граждан, поддержание общественного порядка и многие дру-

гие.

В современной политической науке преобладает третий, пар-

тиципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он

лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированно-

го, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с

себе подобными создать государство и подчиниться ему в опреде-

ленных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости

взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В

этом случае сама проблема прав человека усматривается не толь-

ко и не столько в ограждении индивида от государственного вме-

шательства, а в использовании государства в целях создания на-

илучших условий свободного существования и развития личности.

На заре человечества в условиях родоплеменного строя

проблема прав человека не стояла и не могла стоять, так как в

то время не было отчужденной от идивидов власти, а значит и

необходимости утверждать и защищать во властных отношениях

- 2 -

ценности личности, ее свободу.

Исторически первой формой осмысления и утверждения инди-

видуального достоинства и автономии личности по отношению к

власти стали идеи естественного права, возникшие в первом ты-

сячалетии до Р. Х.

Впервые эти идеи встречаются у древнегреческих философоф-

софистов: Ликофрона, Антифона, Алкадима и других в VI-V вв. до

н.э. Они утверждали, что все люди равны от рождения и имеют

одинаковые, обусловленные природой права. Само же государство

Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею

договорного происхождения государства и равенства всех людей

перед небом отстаивал в V в. до Р. Х. китайский философ

Мо-Цзы.

Выдающийся вклад в массовое распространение гуманистичес-

ких ценностей, лежащих в основе концепции прав человека, внес-

ло христианство. Оно придало гуманистическим идеям высший цен-

ностный статус, соединив их с религиозно-нравственными

ценностями. Христианство обращается к внутреннему миру челове-

ка, его свободному выбору веры и ценностных ориентаций и тем

самым способствует развитию человеческой индивидуальности. Оно

требует уважения каждого человека как творения, наделенного

душой и созданного Богом по образу и подобию.

В эпоху феодализма получили распространение принципы вза-

имоотношения между индивидом и властью, унаследованные от ан-

тичного общества и германских обычаев смягченные патриархаль-

ной и христианской моралью.

Виднейшие представители либерализма - Локк, Монтескье,

Руссо, Кант, Джефферсон, Смит, Миль, Бентам и другие - по су-

ществу заложили основы современного понимания прав человека.

Они обосновали понимание фундаментальных прав человека на

жизнь, свободу и собственность, сопротивление угнетению и не-

которых других как естественных, неотъемлемых и священных им-

перативов и норм взаимоотношений между людьми и властью.

При этом естественность прав означает, что они присущи

индивиду от рождения вследствие его принадлежности к роду че-

ловеческому; неотъемлемость отражает их иманентность индивиду

как живому существу (без наличия которых он не может проявить

свои человеческие качества), а также как свойственность чело-

веку вообще, независимо от времени и пространства, в котором

он существует (вследствие этого права человека могут служить

общим критерием гуманистической оценки любых государств, су-

ществовавших в истории); священность характеризует высочайшее

уважение и почитаемость прав человека, их высший ценностный

статус в иерархии общественных ценностей.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла систе-

матизированное юридическое выражение в 1776 г. в Вирджинской

декларации, положенной в основу Билля о правах конституции

США, принятого в 1791 г.

Либеральные права, постепенно получившие государственное

признание в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в пер-

вую очередь интересам буржуазного класса, прамо заинтересован-

- 3 -

ного в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в

устранении государственных запретов на производственную и тор-

гово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства

и его подчинении своему контролю с помощью силы денег.

Сама постановка проблемы прав человека в классическом ли-

берализме носит узкий, ограниченный характер. При этом вне по-

ля зрения государства остается сфера экономических, культурных

и других отношений между людьми и соответствующие виды власти:

экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются

на откуп собственникам.

Либеральное решение проблемы прав человека хотя и огради-

ло граждан от государственного произвола, однако не защитило

их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к

социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки

буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной ре-

волюции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило

социальное неравенство и обострило классовые конфликты.

Впервые требования дополнить либеральные права правами

социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX

в. чартистским движением рабочих Англии. В своей программе,

разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволюционный

путь к социализму, не отрицающий либеральные права, в том чис-

ле частную собственность, но требующий справедливой, полной

оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении го-

сударством.

Социальные права и социальная демократия, защищающие лич-

ность в производственной сфере и обеспечивающие достойные ус-

ловия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов

социалистического движения.

В странах Запада социальные права граждан получили юриди-

ческой признание главным образом после второй мировой войны. В

1948 г. важнейшие из них - право на труд, отдых, социальное

обеспечение, образование, достойный уровень жизни и др. - были

включены во Всеобщую декларацию прав человека, принятую Гене-

ральной Ассамблеей ООН. Это дало толчок для закрепления соци-

альных прав в конституциях или законах целого ряда государств.

Во второй половине XX в. в индутсриально развитых странах соз-

дались благоприятные материальные возможности для их реализа-

ции.

Аппеляция философов-просветителей к разуму как высшему

судье в вопросе об определении

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»