←предыдущая следующая→
1 2
Дипломатическая академия при МИД РФ
РЕФЕРАТ
на тему: “Проблема приоритетов в политической деятельности
государства”
Выполнил:
Зенкин Денис Владимирович,
слушатель д/о 1 курса,
1 потока, 2 группы.
Москва-1996
Как известно, современная практическая политология выделяет три основных направления в опре-делении соотношения внутренней и внешней политики государства. Согласно одному мнению эти два поня-тия независимы, действуя как бы в разных плоскостях, согласно другому - первое, являясь, якобы, первичным, определяет второе. Однако также существует точка зрения, предполагающая неразрывную связь, единство сущности внутренней и внешней политики, их равноправие как направлений политики вообще. В самом начале высказав свою поддержку в пользу последнего тезиса, я попытаюсь изложить и, по мере моих скромных возможностей, обосновать свои взгляды на эту проблему.
Как и в подходе к решению любого вопроса самой разнообразной сложности требуется времен-ный отход от непосредственного поиска истины к понятийному уровню, уровню дефиниций. Таким образом, во избежании возможных недоразумений, мы с самого начала придем к “соглашению о терминах”.
Что же означают на первый взгляд столь далекие друг от друга в лексическом значении поня-тия, как “потребность”, “национальный интерес”, “политика”, “политическая деятельность”, “поли-тика внешняя и внутренняя”? Hасколько они связаны между собой? Каково их соотношение в терминах “сущность-явление”, “форма-содержание”?
Мы имеем полное право утверждать, что потребности существуют у любого живого организма, будь то дерево, пресмыкающееся, животное или человек. Однако эти потребности следует различать - от чисто витальных до сложных социально-психологических, высшим проявлением которых является жела-ние самореализации, самоутверждения, творческой деятельности. Дабы понять различие потребностей человека и, к примеру, животного, мы неизбежно будем вынуждены обратиться к трактовке данного тер-мина психологией, поскольку именно психика и сознание в конечном счете выделили человека в классе млекопитающих. Таким образом, потребности в психологии - это особое состояние психики индивида, ощущаемое или осознаваемое им “напряжение”, “неудовлетворенность” - отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, которое обнаруживается во влече-ниях и мотивах. Именно осознание “нехватки” создает психологические предпосылки для определения различий в потребностях животного и человека. Именно осознание потребностей делает их интересами, тем самым добавляя к мотивации человека кроме инстинктов оттенки психологического и социального характера.
Потребности носят динамический характер, они изменчивы: на базе удовлетворенных возникают новые, более высокие или, наоборот, более низкие, что связано с включением индивида в различные сферы и формы деятельности. Следовательно постоянно изменяется и иерархия потребностей, варьируясь в самых широких, подчас неожиданных диапазонах.
Таким образом мы проследили формирование у индивида интереса, как психо-социального явле-ния на основе осознания объективных потребностей. Исходя из факта социальности существования человека, можно сделать вывод, что с самых древнейших времен у различных сообществ “homo sapiens” сформировались свои специфические интересы. Причем их разнообразие было наиболее за-метно при сопоставлении отдельных сообществ, нежели особей внутри одного из них. Интересы внутри группы были более однородны, по сравнению с их разницей между двумя группами. Чем больше различий в образе жизни, ареале обитания, культуре, системе ценностей и т.д., тем заметнее разница интересов.
В результате выделяются микро общества с определенными стремлениями и их характерным проти-вопоставлением стремлениям других сообществ. Если рассматривать эти явления с чисто терминологи-ческой точки зрения, то в этих стремлениях можно увидеть черты, прообраз национальных интересов - интересов группы людей, объединенных определенным императивом. Однако понятие национальных инте-ресов гораздо более сложно, нежели банальный интерес группы людей.
Осознанию национальных интересов предшествует длительный процесс их формирования. В этом процессе выделяют три основных фазы. На первом этапе, как уже было показано выше, происходит осоз-нание объективных потребностей, вследствие чего появляется интерес. Затем, на этой основе, опреде-ляются цели и задачи. Таким образом, из правильности осознания потребностей следует правильность формулировки целей общества. На третьем этапе уже непосредственно ставится вопрос о способах дости-жения поставленных целей, переводя проблемы в плоскость ее практического решения.
Процесс формирования национальных интересов настолько сложен и противоречив, отличается столь трудноуловимой тонкостью восприятия, что немудрено существование большого числа взглядов на эту проблему. Мое мнение, безусловно, ни в коей мере не претендует на свою даже гипотетическую ис-тинность, однако по мере своих скромных возможностей я готов ее защищать.
Переходя непосредственно к теме настоящего реферата я хотел бы рассмотреть нижеследующую схему, в некоторой мере отражающую процесс формирования политики государства (см.рис.1).
На схеме с известной степенью обобщения приведено практическое поэтапное формирование нацио-нальных интересов в условиях классического демократического государства. Характеризуя государство, как систему определенных общественных отношений, я намеренно употребил выделенные прилагательные, поскольку их отсутствие дает возможность разделять понятия “национальные интересы” и “государст-венные интересы”, как интересы узкого круга правящей элиты, а не большинства. В тоталитарном госу-дарстве в подавляющем большинстве случаев не существует стабильной открытой обратной связи между политикой правительства и объективно осознанными потребностями. Господство правящей элиты может обеспечивается за счет широкого круга мер (военная сила, идейная пропаганда, “политика лжи”), ней-трализующих давление снизу, со стороны общественного мнения. В условиях демократического государст-ва такое несоответствие приведет к неминуемой отставке правительства. Вопрос о преимуществах той или иной системы многими авторитетами признается весьма скользким. В условиях демократии слепое выполнение “воли народа” неизбежно приведет к национальной катастрофе. Уровень рациональности на этапе формирования общественного мнения, при воздействии на него различных политических сил, весьма низок. В этой связи важное значение приобретает этап выработки государственной политической доктри-ны, где зерна наиболее эффективным образом должны быть отделены от плевел. Безусловно, ответствен-ная роль отводится и правительству, как то обеспечение надежной обратной связи между политикой и обществом. Апологеты тоталитаризма утверждают, что это есть суть бессмысленные издержки демократи-ческого строя, предпочитая силовое “разъяснение” обществу “ошибочности” его мнения.
Рис.1
воздействия
Объективно Обществен- Выработка Политика
осознанные ное мнение доктрины правительства
потребности
воздействия
обратная связь
Итак, в наших рассуждениях мы вплотную подошли к политике государства. Мы выяснили, что про-водимая правительством политика в условиях демократического государства является опосредованным отражением воли, а следовательно интересов или осознанных потребностей большинства населения, сло-жившихся в определенных социально-экономических условиях. Таким образом, весь спектр государствен-ной деятельности можно назвать политической деятельностью, которая, однако, может иметь воздействие на целый ряд областей жизни общества, самых разнообразных по своим формам и содержанию. Можно на-звать политику государства областях экономики, обороны, межгосударственных отношений, здравоохране-ния, спорта, экологии и многого другого, поражающего своим многообразием и пестротой. Классификация же политики на внутреннюю и внешнюю является одним из наиболее общих принципов.
Хотелось бы сразу обмолвиться, что существует смысловая разница между понятиями “политика” и “политическая деятельность”. В общих словах эту разницу можно было бы охарактеризовать, как со-отношение между желаемым и действительным. В то время как политика заключает в себе программу дей-ствий правительства по защите национальных интересов, то политическая деятельность - это уже непо-средственно практическая деятельность по воплощению программы, политики.
Однако не будем отвлекаться. Мы сошлись во мнении, что своим многообразием политика прави-тельства стремится защитить национальные интересы страны, как бы действуя сразу во многих плоско-стях, все же обеспечивая намеченную направленность многомерного вектора. Таким образом уместно по-лагать, что и ее направления, в качестве которых мы выделяем внутреннюю и внешнюю политику, также будут преследовать те же цели, а не тащить, подобно персонажам известной басни, воз в разные сторо-ны. Несомненно, в силу специфики сферы реализации эти направления имеют свои объективные различия, носящие характер содержательный, но отнюдь не сущностной. Сущностью
←предыдущая следующая→
1 2
|
|