Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Развитие демократии в России

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

АКАДЕМИЯ им. Г.В. Плеханова

РЕФЕРАТ

ПО ПОЛИТОЛОГИИ НА ТЕМУ:

“ИСТОРИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ.”

Выполнила: Костерева В.

ОЭФ гр. 9218

МОСКВА, 1994 год

Реферат по политологии

на тему:

“История социалистических учений”

План:

1. Введение

2. Глава I Основные черты раннего утопического социализма

3. Глава II Утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капита-лизма (XVII-XVIII века)

4. Глава III Критический утопический социализм

5. Глава IV Утопический социализм в России

Введение

Еще во времена античности отдельные представители передовой общественно-политической мысли пытались заглянуть в общество будущего, основанного на принци-пах равенства. Однако первые социалистические учения появились в эпоху первоначаль-ного накопления капитала. Они теснейшим образом были связаны с движением угнетен-ных масс за свое социальное освобождение.

Утопический социализм выступает идеологической основой этих движений. Но не все учения о будущем обществе относятся к утопическому социализму, т.к. существуют определенные признаки, позволяющие отнести то или иное учение к социалистической утопии. Среди этих признаков можно выделить наличие идеи ликвидации эксплуатации, достижения не только политического, но и социального равенства, всеобщей обязанности трудовой деятельности, целенаправленного воспитания, общественной собственности и др.

История утопического социализма делится на три больших этапа:

- ранний утопический социализм эпохи первоначального накопления капитала (XVI - начало XVII века);

- утопический социализм эпохи буржуазных революций и становления капитализ-ма (XVII - XVIII века);

- утопический социализм эпохи утверждения капитализма (конец XVIII начало XIX века).

Критерием такого деления является классовая обусловленность возникновения со-циалистических теорий, обоснованная классиками марксизма-ленинизма.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАННЕГО

УТОПИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА:

В XVI - XVII веках в экономической и общественно-политической жизни Западно-европейских стран происходят значительные сдвиги, которые характеризуются процессом первоначального накопления капитала, разложением феодальных отношений, обесцени-ванием крестьян, возникновением промышленных монофактур и появлением наемных рабочих. Появляется и прогрессивное общественное течение - гуманизм. Гуманисты вы-ступали против религиозного аскетизма, за свободу личности, за удовлетворение челове-ком земных потребностей. Однако они отрицательно относились к революционному дви-жению масс, были далеки от них. И лишь отдельные представители гуманизма открыто встали на сторону угнетенных. К ним относится основоположник утопического социализ-ма Томас Мор (1478-1535), который одним из первых понял, что основой эксплуатации человеком-человека является частная собственность на орудия и средства производства. В своей работе “Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1576г.) он не только критикует современные ему социально-экономические отношения, но и дает изображение такого общества, где гос-подствует общественная собственность. Т. Мор одним из первых на рационалистической основе решает проблему организации общественного потребления путем создания демо-кратического централизованного государства посредством внедрения общественного про-изводства. Наряду с выдающимися догадками об устройстве будущего общественного строя, организации социально-политической жизни, учению Мора присущи черты наив-ности и примитивизма, идеализируем патриархальную семью, допускай рабский труд, терпим к религии, уравнительность в распределении.

Другим основоположником утопического социализма по праву считается итальян-ский монах Тосмано Компанелла (1568-1639). В произведениях Т. Компанелла подверга-ются критике феодальные отношения и сопутствующие им такие явления, как праздность, ленность, тунеядство, отвергает частную собственность и противопоставляет ей общест-венную. Несмотря на всю наивность и утопичность суждений Компанелло, некоторые его положения заслуживают серьезного внимания. К ним относятся воспитание любви и ува-жения к труду; выбор сферы трудовой деятельности в соответствии со склонностями и способностями; усиление роли общественных, государственных органов в воспитании подрастающего поколения; эмансипация женщин. “Утопию” Т. Мора и “Город Солнца” Т. Компанелло объединяет то, что они создавались в соответствующих условиях периода первоначального накопления капитала и разложения феодальных отношений, их авторы являются наиболее яркими представителями раннего утопического социализма. В их взглядах отражалась идеология освободительного антифеодального движения наиболее угнетенной части народа - крестьянства и предпролитариата.

II УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ ЭПОХИ

БУРЖУАЗНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ И

СТАНОВЛЕНИЯ КАПИТАЛИЗМА (XVII-XVIII ВЕКА).

Второй этап развития утопического социализма развертывается в условиях подго-товки и проведения буржуазных революций. Одним из основоположников этого этапа является английский социалист - утопист Джерард Уинстэни (1609-1652). Основные по-ложения его памфлета “Закон свободы” (1652 г.) теснейшим образом связаны с англий-ской буржуазной революцией. Именно поэтому “Закон свободы” относят ко второму этапу развития теории утопического социализма и видят в нем новую страницу в развитии по-следнего. Важной отличительной чертой утопического социализма Д. Уинстэни выступает то, что его идеи носят революционный характер, тесно связаны с практической борьбой народных масс за свое социальное освобождение. Историческое значение “Законы свобо-ды” Уинстэни состоит в том, что в нем впервые выражено требование создания государст-ва, основанного на общественной форме собственности и равномерном распределении земли между теми, кто ее обрабатывает. Исходя из окружающей действительности, реаль-но сложившихся социально-экономических отношений в результате английской буржуаз-ной революции. Д. Уинстэни создает качественно новую социальную утопию, ибо разра-батывает ее не рационалистически, а как конечный результат того общественного переворота, который произошел в 40-х годах XVII века в Англии. В “Законе свободы” впервые встречается конструктивная критика капиталистических общественных отноше-ний с позиций зарождающегося пролетариата.

Ранее революционное направление утопического социализма получило наиболее яркое отражение в идеях Французского священника Жана Мелье (1664-1729 г.). Историче-ское значение утопического социализма Мелье (“Завещание”) состоит в том, что он пер-вым соединил идею создания нового социального строя, основанного на равенстве, с идей революционной борьбы трудящихся масс за свое освобождение.

В рассматриваемый период заметное место принадлежит Мориани и его произве-дению “Кодекс природы или истинный дух ее законов” (1754г.). Мориани стоит на пози-ции полного уничтожения частной собственности в интересах пролетариата и крестьянст-ва, ибо господство частной собственности, по его мнению, является основной причиной социального зла. Мориани - типичный представитель того направления утопического со-циализма, которое выступало за аскетический коммунизм. Характерной чертой его учения является грубая уравнительность, которая, по К. Марксу и Ф. Энгельсу, была присуща всем движениям предпролитариата. В наивности и утопичности теории Мориани нашел свое отражение уровень развития производительных сил и общественных отношений, ко-торый был присущ Франции середины XVIII века. В этот период во Франции заметное распространение получают коммунистические идеи Габриэля Бонно де Майли (1709-1785). Его общественно-политические взгляды наиболее полно отражены в следующих произведениях: “О правах и обязанностях граждан” (1758); “О законодательстве или принципы законов” (1776). Основой мировоззрения Майли является то, что люди равны от природы, что имущественное неравенство появляется с возникновением частной собст-венности. Последняя порождает различные пороки, в том числе угнетение, войны, сослов-ную борьбу.

Особое место в истории социально-политических идей конца XVIII века принадле-жит Франсуа Гоель Бабефу (1760-1797), который является первым утопистом, попытав-шимся практически соединить идею коммунизма с идеей революции. Разработка конкрет-ной программы практических революционных преобразований общественной жизни выделяет учение Бабефа из всех предыдущих и является значительным шагом вперед в становлении и развитии утопического социализма. В своих теоретических рассуждениях об установлении равенства Бабеф дошел до понимания необходимости не только пере-ходного периода, но и установления диктатуры трудящихся в целях решения поставлен-ных задач, создание союза рабочих с мелкими собственниками.

Итак, социальной основой развития утопического социализма в эпоху буржуазных революций и становления капитализма, является борьба предпролетариата и крестьянства против

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»