Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Сравнительный анализ избирательных систем России, Германии, США

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Скачать реферат


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Российский Государственный Гуманитарный Университет

Реферат по курсу

"Политология"

Сравнительный анализ избирательных систем

России, Германии, США.

Факультет информатики

Курс: II

Группа: 1

Студент: Высоцкая Мария

Преподаватель: Зимина В.Д.

Москва, 2001.

Введение.

Избирательная система – важный фактор в политической жиз-ни любой страны. Особенности избирательной системы способны повлечь за собой широкие последствия – от раскола партии до рас-пада страны. Таких случаев в истории немало. Например, в 1970 го-ду в Чили установилась кровавая диктатура именно из-за недостат-ков избирательной системы.

Изучение избирательных систем отличается от многих других аспектов политической науки тем, что оно допускает количествен-ное моделирование, так как данные (голоса, места) поступают в виде чисел. Поэтому данная тема представляет большой теоретический интерес.

В данной работе я хочу рассказать о том, что представляют собой избирательные системы трех государств. Во-первых, это США, страна, где уже много лет процветает институт демократии, и чья Конституция не менялась на протяжении нескольких столетий. Во-вторых, это Германия, страна, которая со времени 2 Мировой Войны сделала необычайный рывок в своем экономическом и поли-тическом развитии. И, наконец, это Россия, вставшая на путь демо-кратического развития сравнительно недавно. Я хотела бы выявить недостатки и достоинства избирательной системы каждой из стран и найти в них сходства и различия.

Избирательные системы: теория вопроса.

Чтобы говорить о сравнении избирательных систем России, Германии и США, нужно сначала иметь четкое представление о том, что такое избирательная система.

Демократия неотделима от выборов, так как власть народа в современном государстве не может осуществляться никак иначе как через выборных представителей, а потому и называется представи-тельной.

Выборы – это поистине необходимое условие демократии.

Избирательная система – порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального ру-ководящего представителя (например, президента страны), закреп-ленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Избирательная система – составная часть политической сис-темы, но и она сама подобно любой системе подразделяется на структурные компоненты, из которых в качестве наиболее общих выделяются избирательное право – теоретико-юридический компо-нент и избирательная процедура (или избирательный процесс) – компонент практически-организационный.

Рассмотрим каждый из этих компонентов по отдельности.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, их организацию и про-ведение, взаимоотношение между избирателями и выборными ор-ганами или должностными лицами, а также порядок отзыва не оп-равдавших доверие избирателей выбранных представителей. Этот термин может употребляться и в другом, более узком значении, а именно как право гражданина участвовать в выборах, как в качестве избирателя (активное избирательное право), так и в качестве изби-раемого (пассивное избирательное право).

В соответствии с принципами трактуемого в широком смысле избирательного права и некоторыми другими критериями, напри-мер, такими как объект выборов, их масштаб, срок и т.д. можно дать определенную классификацию выборов, выделить их виды. Так, бы-вают выборы президентские, парламентские, в местные органы са-моуправления – региональные, муниципальные, выборы судей и не-которых других должностных лиц. Кроме того, выборы бывают оче-редными, внеочередными, дополнительными.

Наибольший интерес заслуживает классификация выборов со-гласно принципам избирательного права, отражающим правовое, демократическое развитие той или иной страны, ее избирательной системы. Таким образом, мы получим несколько пар противополож-ностей: всеобщие – ограниченные (цензовые), равные – неравные, прямые – косвенные (многостепенные), с тайным – с открытым го-лосованием. Во всех этих парах слово, написанное слева, характери-зует высокую степень демократизма. Так, большинство стран совре-менного мира провозгласили в своих конституциях или специаль-ных избирательных законах права граждан на всеобщие и равные выборы при тайном голосовании.

Всеобщность выборов заключается в том, что все дееспособ-ные лица, достигшие установленного законом возраста, имеют право участвовать в выборах, причем как активно, так и пассивно. Правда цензы (ценз оседлости, возрастной и образовательный ценз и т.д.) пассивного избирательного права значительно жестче, чем активно-го.

Выборы считаются равными, если обеспечена единая норма представительства – количество избирателей, представляемых од-ним кандидатом на данное место.

Разница между прямыми и косвенными выборами состоит в том, что в первом случае избиратели непосредственно голосуют за кандидатов на замещаемую должность, а во втором – за лиц, кото-рым отводится роль выборщиков. Что касается выборов коллегиаль-ных органов власти, то здесь видна следующая закономерность: по-всюду местные органы, однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, а в США и верхняя палата избираются прямыми выборами.

Тайная форма голосования характерна для всех цивилизован-ных стран мира.

Специфической формой избирательной активности представ-ляет собой референдум. Это особый тип всенародного голосования, объектом которого является не некоторый кандидат, а некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Первый референдум был проведен в 1439 году в Швей-царии. Референдум называется конституционным, если с его помо-щью проводится утверждение конституции или поправок к ней, или законодательным, если предмет референдума – проект акта текуще-го законодательства.

Избирательная процедура составляет практически-организационную часть избирательной системы. Она включает в се-бя мероприятия государства по организации и проведению выборов, а именно: назначение выборов; создание избирательных органов, от-ветственных за их проведение; организацию избирательных округов, районов, участков; регистрацию кандидатов в депутаты; определен-ную финансовую поддержку выборов; охрану порядка в ходе их проведения; определение результатов голосования.

Термин «избирательная система» часто рассматривается в бо-лее узком смысле, а именно в качестве системы подсчета голосов. В таком случае можно говорить о пропорциональной и мажоритарной системе. Перейдем к краткому описанию этих систем.

Пропорциональная система подразумевает голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат mandatum – поручение – документ, удостоверяющий права или полномочия ка-кого-либо лица, например депутата) между партиями строго про-порционально числу поданных голосов. При этом определяется так называемый «избирательный метр» - наименьшее количество голо-сов, необходимое для избрания единого депутата.

Пропорциональная система – наиболее распространенная из-бирательная система в мире. Она имеет две разновидности

• Пропорциональная избирательная система на общегосудар-ственном уровне, когда избиратели голосуют за политиче-ские партии в масштабе всей страны, и избирательные ок-руга не выделяются.

• Пропорциональная избирательная система, основывающая-ся на многомандатных округах, когда депутатские мандаты распределяются на основе влияния партий в избирательных округах.

Что касается мажоритарной системы, то она характеризуется тем, что победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов. Боль-шинство бывает разным. Существуют избирательные системы, тре-бующие абсолютного большинства (50% плюс один голос и более). Мажоритарная система относительного большинства означает, что побеждает на выборах тот, кто первый «придет к финишу». Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура.

Пропорциональная и мажоритарная системы имеют свои дос-тоинства и недостатки.

К числу достоинств мажоритарной системы следует отнести то, что в ней заложены возможности формирования эффективно ра-ботающего и стабильного правительства. Она позволяет крупным, хорошо организованным партиям легко побеждать на выборах и создавать однопартийные правительства.

В качестве основных недостатков мажоритарной системы сле-дует рассмотреть следующее:

• Значительная часть избирателей страны остается не пред-ставленной в органах власти;

• Партия, получившая на выборах меньшее количество голо-сов, чем ее соперники, может оказаться представленной в парламенте большинством депутатских мест;

• Две партии, набравшие равное или близкое к равному чис-ло голосов, проводят в органы власти неравное число кан-дидатов.

К достоинствам пропорциональной системы следует отнести то, что в сформировавшихся при ее посредстве органах власти пред-ставлена

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»