Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Теория идеального государства у Платона

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Скачать реферат


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красноярский Государственный Технический Университет

ИРЭ

Реферат

на тему: Теория идеального государства Платона

Выполнил: ст. гр. Р 58-1

Голуб Р. В.

Принял преподаватель:

Камышев Е. И.

Красноярск, 2002г

Содержание

Введение 3

Утопия Платона 4

Заключение 13

Список использованной литературы 14

Введение

Всего 9 лет не дожил Платон до Херонейской битвы и до Панэллин-ского конгресса в Коринфе, означавших конец политической самостоятель-ности Греции.

Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его ог-ромными военно-монархическими империями, поглотившими старый клас-сический полис. Платон ничего не знал о наступающей огромной эпохе. Но, как и все принципиальные люди его времени, он судорожно искал выход из окружавших его социально-политических отношений. Выходом для него оказалась утопия.

В истории политических учений утопия Платона является одной из са-мых знаменитых. Она одновременно представляет и отражение ряда реаль-ных черт современных Платону государств, например, Египта, и критику ря-да недостатков греческих полисов, и рекомендует взамен отвергнутых иде-альный тип общежития.

Маркс показал, что источником платоновского государства были его наблюдения над общим строем Египта. Он показал также, что идеальное го-сударство Платона представляло собой лишь афинскую идеализацию египет-ского кастового строя.

1. Утопия Платона

Платону рисовалось идеальное государство во главе с философами, со-зерцателями чистых и вечных идей, которых защищают воины и которым все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленни-ки.

Основным принципом идеального государственного устройства Пла-тон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономиче-ским, политическим и социальным содержанием.

По разъяснению Платона, каждому гражданину справедливость отво-дит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоническое це-лое.

Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые в своем соединительном действии обеспечивают решение самых важных задач. Та-кое государство должно обладать силой собственной организации и средст-вами ее зашиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения, во-вторых, оно должно осуществлять систематическое и доста-точное снабжение всех членов общества необходимыми для них материаль-ными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление «идеи блага» как высшей идеи, правящей миром.

В утопическом государстве Платона необходимые для общества виды работ разделены между специальными разрядами граждан, но в целом обра-зуют гармоничное сочетание.

За основу для распределения граждан государства по разрядам Платон взял различия между отдельными группами людей соответственно их нрав-ственным задаткам и свойствам. Однако рассматривал Платон эти различия по аналогии с разделением производительного труда. Именно в разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и го-сударственного строя.

При этом основная мысль Платона состоит в утверждении, что потреб-ности граждан, составляющих общество, разнообразны, но способности ка-ждого лица к удовлетворению этих потребностей ограничены. «Каждый из нас сам для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих». Отсюда прямо выводится необходимость возникновения общежития, или города: «Когда один из нас принимает других, либо для той, либо для иной потреб-ности, когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих общников и помощников - тогда это сожитие получает у нас название горо-да».

Для Платона характерно, что значение разделения труда он рассматри-вает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения потребителей, принадлежащих к классу рабовладельцев. «Ра-ботник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику».

В разделении труда Платон видит не только основу распадения обще-ства на сословия, но и основной принцип строения государства.

Главная задача трактата Платона о государстве - проблема благой и со-вершенной жизни общества в целом и его членов.

Наисовершеннейшее благо обладает четырьмя главными доблестями:

1. Мудрость

2. Мужество

3. Сдерживающая мера

4. Справедливость

Под мудростью Платон понимает высшее знание, или способность дать добрый совет, когда речь идет о государстве в целом. Такое знание - охрани-тельное, а обладают этим знанием правители государства. Мудрость - это доблесть, свойственная весьма немногим - философам, - и это не столько да-же специальность по руководству государством, сколько созерцание зане-бесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своей нрав-ственная.

Как утверждает Платон, только при правителях-философах государст-во не будет знать царящего в нем настоящее время зла.

Но для достижения благоденствия правители должны быть не мнимы-ми, а истинными философами: под ними Платон разумеет только «любящих созерцать истину».

Вторая доблесть - мужество. Оно так же свойственно лишь небольшо-му кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше.

В отличие от мудрости и мужества, третья доблесть совершенного го-сударства, или сдерживающая мера, есть уже не качество особого класса, а доблесть, принадлежащая всем членам государства. Там, где она налицо, все члены общества признают и соблюдают принятый в совершенном государ-стве закон и существующее в нем правительство, сдерживающее и умеряю-щее дурные порывы. Сдерживающая мера приводит к гармоничному согла-сию лучших и худших сторон.

Четвертая доблесть - справедливость. Ее наличие, ее торжество в госу-дарстве и обусловлено сдерживающей мерой. Именно в силу справедливости каждый класс, каждый разряд в государстве и каждый отдельный человек получает для исполнения и осуществления свое особое дело, к которому его природа наиболее способна.

Классическая точка зрения Платона, его социальный и политический аристократизм, восхищение обществом египетского типа с его кастовым слоем, с характерным для него трудным осуществлением перехода из одной касты в другую получили чрезвычайно яркое выражение в платоновском по-нимании справедливости. В этом понятии для Платона нет ничего уравни-тельного, сглаживающего или отрицающего различия классов. Менее всего Платон стремится к тому, чтобы уделить гражданам и классам граждан оди-наковые права. Всеми силами он хочет оградить свое идеальное государство от смешения классов, от исполнения гражданами одного класса обязанно-стей и функций граждан другого класса. Он прямо характеризует справедли-вость как доблесть, не допускающую возможности подобного смешения. Наименьшей бедой, по его мнению, было бы смешение или совмещение раз-личных специальностей внутри класса работников производительного труда: если, например, плотник станет делать работу сапожника, а сапожник - рабо-ту плотника или если кто-либо из них захочет делать и то, и другое. Но было бы хуже, просто гибельно для государства, если бы какой-то ремесленник или промышленник пожелал бы заняться воинским делом, а воин, неспособ-ный и неподготовленный, посягнул бы на функцию управления, или если кто-нибудь захотел бы одновременно совершать все эти дела.

Даже при наличии первых трех видов доблести многоделание и взаим-ный обмен занятиями причиняют государству величайший вред и поэтому могут быть названы злодеянием. И наоборот, делание своего будет справед-ливостью и сделает город справедливым.

Все три класса в равной мере необходимы идеальному государству и, взятые все вместе, являют великое и прекрасное.

В соответствии со всем сказанным разумное устройство совершенного государства, по Платону, должно основываться прежде всего на потребно-стях. В городе-государстве («полисе») должны существовать многочислен-ные, четко дифференцированные отрасли общественного разделения труда. В нем должны быть не только работники, добывающие средства питания для граждан, строители жилищ, изготовители одежды и обуви, но и работники, изготавливающие для всех них орудия и инструменты их специального тру-да. Кроме них необходимы еще производители всевозможных вспомогатель-ных работ, например, скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающих шерсть и кожу.

Потребность во ввозе необходимых продуктов и товаров из других стран требует производства в государстве излишка товаров для внешней тор-говли ими, а также увеличения числа рабочих, изготавливающих соответст-вующие товары.

В свою очередь развитая торговля требует деятельности посредников по купле-продаже, по ввозу и вывозу. Таким образом, к уже рассмотренным разрядам разделения труда присоединяется такой же необходимый для госу-дарства разряд торговцев. Этим усложнение разделения труда не ограничи-вается: возникает потребность в различных разрядах лиц, участвующих в пе-ревозках товаров.

Торговля, обмен товарами и продуктами необходим государству не только для внешних сношений, но и внутри государства.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»