Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Типология политических систем

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Скачать реферат


Типологии политических систем.

1. Понятие политической системы, её место и развитие в обществе.

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов у организаций, участвующих в политической жизни страны.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социаль-ных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, дви-жений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть.

Эта система обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как единого, централизованно управляемого политической властью организма. В зави-симости от времени и места понятие “политическая система” имеет различное содержа-ние, так как наиболее значительные компоненты политической системы варьируются со-ответственно типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура), типам политической системы (президентская, парламентская), отношениям власти (партии, пра-вительство) и формам общественной и политической репрезентации (плюрализм, корпо-ративизм).

Любая система, — в том числе и политическая — имеет следующие характеристики: состоит из многих частей; части составляют единое целое; система имеет границы.

Следует отметить, что в советской специальной литературе понятие “политическая система” не использовалось в качестве самостоятельной научной категории и не являлось предметом философско-социологического исследования вплоть до второй половины 70-х годов. Разумеется, отдельные важные стороны данной проблемы изучались при рассмот-рении других вопросов социально-политической системы общества. При этом разрабаты-вались и применялись преимущественно такие категории, как “государство”, “механизм диктатуры пролетариата”, “система социалистической демократии”, “политический ре-жим” и т.д.

Однако процесс демократизации во всех сферах общественной жизни, а также логика развития самой политической науки вызвали потребность в совершенствовании понятий-ного аппарата, который должен адекватно отражать сущность новых явлений и служить эффективным средством их исследования.

Эволюция здесь такова. В конце 50-х — начале 60-х годов были сформулированы тео-ретические положения о политической организации общества. Это понятие приобрело значение самостоятельной категории, и основное внимание сосредоточивалось на специ-альных государственных и общественно-политических учреждениях и институтах, непо-средственно осуществляющих политические функции в обществе; иначе говоря, преобла-дал юридический подход к проблеме.

Политическая организация в таком понимании не исчерпывала все богатство политической жизни общества; точно так же и правоведение не могло исчерпать весь объем изучения этой сложной проблемы. Поэтому со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Интерес сегодня представляет концепция проф. А. К. Белых. Он исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве (носителей политических отношений), а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию.

Достоинство такого подхода состояло в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации общества. В качестве элементов се содержания здесь выступают не только гос. учреждения и общественные организации, а все без исключения виды коллективности людей и все отношения между ними, но выступают лишь одной своей стороной — политической, управленческой.

Позднее (в конце 70-х годов) появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слова “организация” на слово “система”. Дело в том, что в число эле-ментов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других - целые социальные общности (классы, группы, нации, трудовые коллективы); элементы политической организации (партия, государство, право, общественные организации), как правило, рассматривались, расчленено и институционально, а не системно и функционально. И самое главное: научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение органи-заций, в то время как анализ поведения людей как участников политических событий проводился в очень малой степени.

Разработка понятия “политическая система” должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.

Прежде чем раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия “система” и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

Система (гр. — целое, составленное из частей: соединение) — множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т. д.), пред-ставляющее собой определенное целостное образование, единство)

Сама теория систем активно начала формироваться на Западе с конца XIX в.:

а) в рамках так называемой “общей теории систем”, преимущественно на уровне биологических организмов (Л. фон Берталанфи — основатель школы. М. Месарович, А. Раппопорт, У. Эшби и др.);

б) в кибернетике (Н. Винер, У. Эшби, Ст. Вир и др.);

в) в социологии , (Ч. Кули, Г. Зиммель, Т. Парсонс и др.);

г) в теории управления производством (Ф. Тейлор, А. Фойоль и др.);

д) в экономике (В. Леонтьев).

Таким образом, в разработке общей теории систем налицо значительные традиции и достижения, как в зарубежной, так и в отечественной литературе. В меньшей степени это относится к социально-политическим аспектам теории систем, хотя и в этой области следует отметить плодотворные попытки В. Г. Афанасьева. А. К. Белых. Ф. М. Бурлацкого и др.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который назначение политической системы видел в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было только начало. Основателем же теории политических систем считается американский политолог Д. Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить так:

а) политическая система — это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социально поведения, посредством которых распределяются ценности обществе;

б) политическая система имеет “реагирующий” “саморегулирующий” потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;

в) политическая система -— подвижный феномен. Она в силах поддерживать себя, сохраняя характерны черты, определяющие ее облик;

г) политическая система — это открытая система, поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды;

д.) политическая система может сохранять устойчивость при наличии соответствующего баланс между “входящими” и “исходящими” факторами.

Истон разделил основные компоненты своей модели на “входящие факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первыми путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы .

Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный. Они могут касаться распределения благ и услуг, расширения возможностей образования, продолжительности рабочего времени, правил движения автотранспорта, охраны прав и свобод граждан, совершенствования законодательства о браке, здравоохранении, обеспечения общественной безопасности и т.п.

Другой вид входящих импульсов — поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений, труд на общественных началах, усердная воинская служба); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни с целью сохранения и утверждения политических ценностей, почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике (к Гимну, Флагу, официальным ритуалам). Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно.

Импульсы-требования и импульсы-поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрез-мерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию. Может наступить ее стагнация.

Отношение к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы.

Не легитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому такого типа системы стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами.

Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддержи-вают те политические группировки, лидеров, на которых они

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»