Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Формы государственного устройства

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


ПЛАН:

1. Введение ..................................................... стр. 2

2. Унитарное государство .............................. стр. 3

3. Федерация: .................................................. стр. 5

а) территориальная

б) национальная

4. Конфедерация ............................................. стр. 10

5. Заключение .............................................. стр. 12

6. Список литературы ................................ стр. 12

ВВЕДЕНИЕ.

При рассмотрении данного вопроса прежде всего необходимо

уяснить, что форма государственного устройства является составной частью такого сложного общественного явления как Форма государства.

Форма государственного устройства - это административно- террито-риальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и ме-стными органами государственной власти.

Форма государственного устройства наиболее полного раскрывает и по-казывает внутреннюю структуру государства. Из всех известных форм госу-дарственного устройства выделяют:

- унитарные государства ;

- федерации ;

- конфедерации .

Однако, конфедерацию нельзя отнести однозначно к формам государствен-ного устройства, так как конфедерация - есть союз нескольких государств, су-веренных, которые объединились на время для решения какой- нибудь общей про-блемы.

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

- это единое цельное государственное образование, состоящее из администра-тивно- территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

У унитарного государства существует ряд признаков, которые его ха-рактеризуют с различных аспектов.

На территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится обязательная для всех административно- территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами местного самоуправления или органами управления на местах. Например, во Франции высшим и единым законодательным органом является двухпалатный парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Высшая судебная власть в этой стране при-надлежит Кассационному суду, а высшая исполнительная власть осуществля-ется президентом.

Кроме того, составные части унитарного государства не обладают госу-дарственным суверенитетом. Они не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственно-сти. Однако, местные органы власти обладают весьма значительной само-стоятельностью. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарное государственное устройство подразделяют на централизованное и децентрализованное. Государство считается централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы (например, Финляндия). В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением. Но также существуют смешанные системы (Япония), где глав администраций частично назначают и частично выбирают. В унитарных государствах могут организовываться национальные и законодательные автономии. Это связано с проживанием на территории данного государства небольших по численности национальностей. Все межгосударственные вопросы решает центральный орган, который официально представляет страну на международной арене.

Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и, соответственно, финансово-экономической системы, а также на-личие единого государственного языка общения.

Государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности. Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культу-ра, то есть культурные и общественные ценности.

На этом закончим рассмотрение унитарного государства и перейдем к федерации.

ФЕДЕРАЦИЯ

- это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государст-венных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно не-однородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими про-цессами и, в конце-концов, географическим положением. Однако, несмотря на это, можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства фе-дераций.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принад-лежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федера-ции.

3.Территория федерации состоит их:

а) Субъектов, которые по-разному называются.

б) Соответственно, субъекты состоят из административно- тер-риториальных единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, по-становления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие ор-ганы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действу-ют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федера-ции.

6. Обычно от субъектов федерации выделяются представителей, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей сово-купности образуют законодательный орган федерации, а точнее - одну его часть (палату). Вторая часть законодательного органа федерации всегда изби-рается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени феде-рации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам.

I. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Такая федерация характеризуется значительным ограничением государ-ственного суверенитета субъекта федерации.

Государственные образования, составляющие территориальную федера-цию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения дан-ного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией оп-ределяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавлива-ется перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федераль-ным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы, регу-лируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по согласованию.

Субъекты федерации лишены права прямого представительства в между-народных отношениях.

Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех остальных субъектов.

Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными органами. Глава федерации является еще и главно-командующим (пример территориальной федерации - Германия).

II НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.

Национальные федерации - наиболее сложные образования. Им присущи все при-знаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого ро-да федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами таких федераций являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерации строятся на принципе добровольного объедине-ния составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируют-ся из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть созда-ется для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на тер-ритории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свободу и самостоятельное разви-тие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие - “ Право наций на само-определение”.

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»