Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Политология /

Этногенез марийцев

←предыдущая  следующая→
1 2 



Скачать реферат


1. Численность, структура и территория проживания этноса

Марийцы компактно проживают в Республике Марий Эл, где по данным переписи СССР 1989 г. их насчитывалось 324 тыс.чел. (43,3% населения республики), они проживают также в Башкирии (106 тыс.чел.), Татарии (20 тыс.чел.), Удмуртии (10 тыс.чел.), Нижегородской, Кировской, Свердловской и др.областях.

По переписи населения России 1897 г. численность марийцев составляла 375 тыс., переписям СССР 1926 г. – 428 тыс., 1937 г. – 401 тыс., 1939 г. – 482 тыс., 1959 г. – 504 тыс., 1970 г. – 504 тыс., 1979 г. – 622 тыс.чел. В 1989 г. марийцев в СССР насчитывалось 671 тыс.чел., из них в Российской Федерации проживало 644 тыс.чел.

Марийцы подразделяются на три этнических группы: горные - правобережья Волги, луговые - Ветлужско-Вятского междуречья и восточные, живущие главным образом на территории Башкирии.

2. Язык и религия

марийский: В марийском языке выделяется три наречия – горное, луговое и северо-западное. У марийцев два литературных языка – луговосточный и горномарийский.

Письменность для литературных языков мари создана на основе русского алфавита.

Традиционные верования: Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных марийцев.

Православие: Верующие марийцы преимущественно православные, массовая христианизация марийцев происходила в 18-19 вв., однако есть немало приверженцев т.н. «марийской веры», сочетающей христианство и традиционную религию, традиционная религия имеет значительное распространение у восточных марийцев.

3.Социальная организация

У марийцев долгое время сохранялась родовая организация общества. Традиционным общественным институтом на селе была община, охватывающая обычно несколько селений. Существовали родственные объединения «урмат», связанные в частности совместным участием в ритуалах. Семьи были преимущественно малыми, хотя до начала 20 в. сохранялись большие неразделенные патриархальные семьи численностью до 40 человек. Брак был патрилокальным, для семейно-брачных отношений были характерны пережитки сороратных и левиратных отношений.

Духовная культура и традиционные верования

В религиозной жизни марийцев большое место занимали хозяйственные праздники: ага пайрем – праздник сохи, у кинде пайрем – праздник нового хлеба. Для языческой религии марийцев было характерно представление о верховном боге – Кугу Юмо и других богах: Кава Юмо, связываемом с небом и судьбой, Вуд Ава – «матери воды», Илыш Шочын Ава – «матери жизни» и др. Духом-хранителем дома считался Кудо водыж, носителем зла был кереметь, которому молились и приносили жертвы в особых рощах. Руководителями молений были жрецы – карт. Посредниками между людьми и потусторонними силами также часто выступали знахари и колдуны. В 70-х годах 19 в. появилась секта кугу сорта («большая свеча»), которая пыталась реформировать старые верования.

Браки у марийцев нередко заключались между подростками 15-16 лет и девушками на 10-15 лет старше. При заключении брака родителям невесты платили выкуп, а за невестой давали приданое, которое считалось ее личной собственностью. Во время свадьбы во дворе перед столом жениха и невесту ставили березку. Многие архаические представления марийцев сохранялись в погребальной обрядности – использование зимней одежды в качестве погребальной, доставление тела на кладбище в санях даже в летнее время, снабжение умершего веткой шиповника, чтобы отгонять змей и собаку, сторожащих вход в царство мертвых и др.

4. История марийского народа

Марийцы (прежнее официальное название—черемисы) являются аборигенами Средней Волги, относятся к угро-финской языковой группе. Отдаленные предки марийцев пришли на Среднюю Волгу с востока и с юга. Но с присущими именно ему этническими особенностями марийский народ сложился в основном на занимаемой ныне территории. Следовательно, он является здесь автохтонным, коренным населением. Само название народа — "мари", "мары" восходит к значению "человек", "мужчина", "муж". Этногенез этого народа ученые относят к концу 1 тысячелетия нашей эры. На основе смешения пришлых с востока и юга племен сложился антропологический тип, включающий европеоидные и монголоидные черты.

К 10 веку относится первое упоминание марийцев в хазарских источниках в форме "цармис", в русских летописях 12 века—в форме "черемис" (это слово в основе своей ничего унизительного, оскорбительного не содержало, было вполне нейтральным, могло означать "лесной человек").

Территория древних мари (черемис) простиралась по берегам Волги от устья Оки до устья Казанки, занимала нижнее и среднее Поветлужье, среднее течение Вятки (до Котельнича). Ко времени сложения древнемарийского этноса относится практическое прекращение тесных взаимосвязей с родственными финно-языковыми племенами и установление тесных контактов с вторгшимися на Волгу ранними тюрками.

Нелегкая судьба выпала на долю марийского народа, она не баловала его. Еще на стадии выхода из первобытнообщинного состояния. Не успев сформировать свое государство, древние марийцы подверглись внешним завоеваниям. Их покоряли хазары, булгары, татаро-монголы. Но и в Хазарском каганате, и в Волжской Булгарии, и в Золотой Орде, и в Казанском ханстве сохранялся марийский этнос. Ранее, видимо, довольно многочисленный, занимавший значительную территорию, он сжимался, теснимый с востока тюрками, с. запада славянами. В прежней историко-этнографической литературе было распространено представление о древних марийцах, вплоть до присоединения к России, как о полудиких охотниках и рыболовах. Новые археологические материалы свидетельствуют о наличии у них оседлого земледельчески-животноводческого хозяйства, развитых ремесел, металлообработки в сочетании с древними традиционными занятиями: собирательством, охотой, рыболовством, пчеловодством.

В середине 16 века произошло присоединение Марийского края к России в результате продолжительных войн Московского государства с Казанским ханством. Это сопровождалось жестокостью по отношению к местному населению. Ответом было естественное возмущение, сопротивление ("черемисские войны" второй половины XVI века).

В царской России Марийский край развивался, как и все инородческие регионы, с заметным отставанием. Основным занятием населения было сельскохозяйственное производство, главными орудиями труда в котором вплоть до 1930-х годов оставались соха. лукошко, серп, цеп. Промышленность края была представлена лишь кустарными и полукустарными предприятиями, обрабатывавшими в основном продукцию леса. Более медленными темпами внедрялись и другие компоненты цивилизации. Значительная часть населения вела натуральное хозяйство. Даже на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков лишь один из десяти марийцев владел элементарной грамотой.

До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживают в республике Марий Эл. Исторически сложилось так, что 51,7 процента мари проживают вне пределов своей республики, в т.ч. 4,1 процента вне пределов России.

Марийцы- единственный во всей Европе народ, сохранивший в чистоте веру своих предков, не отрекшийся от своих древних богов.

Начиная с XVI века, марийцы, как и все другие народы, присоединенные к Русскому государству, подвергались целенаправленной христианизации. С этого времени традиционная вера народа мари, объявленная презренным язычеством, жестоко преследовалась властями и церковью. Вырубали священные рощи, разгоняли моления, наказывали верующих. Принявшим новую веру, предоставлялись определенные льготы. Многие марийцы, не желая осквернять себя чужой, чуждой верой, стремясь к сохранению чистоты своей веры, обычаев предков, национального облика, уходили с традиционных мест обитания в башкирские степи, на Урал. Сегодня там проживает около 150 тысяч мари, верующая часть которых в своем подавляющем большинстве не приняла христианство, поклоняется древнемарийским богам. Все же большинство марийцев в местах их традиционного проживания было окрещено: кто по доброй воле, кто по принуждению, а кто и насильственно. При этом далеко не все крещеные отошли от древних религиозных традиций. Соблюдая в той или иной мере каноны христианства, многие из них постоянно обращаются к дохристианским религиозным обычаям, молятся в священных рощах, которые имеются около каждой марийской деревни, проводят языческие праздники, совершают обряды, дошедшие до наших дней со времен глубокой старины. Вместе с ними, как правило, молятся и те, кто не принял христианства и считает себя приверженцем чистой веры - Чимарий. Древнемарийские боги в существенной мере антропоморфны, в верованиях мари значительное место занимают культ природы, культ предков.

Приверженность к исконным религиозным верованиям в определенной мере способствовала утверждению национального самосознания мари. Из народов финно-угорского сообщества они в большей мере сохранили свой язык, национальные традиции, культуру. В то же время марийское язычество, являясь национальной разновидностью религии, несет в себе определенные элементы национального отчуждения, самоизоляции, которые, однако, не имеют агрессивных, враждебных тенденций. Напротив, в традиционных марийских языческих обращениях к Великому Богу наряду с мольбой о счастье и благополучии марийского народа содержится просьба дать хорошую жизнь русским, татарам и всем другим народам.

В конце 1917 - начале 1918 года в марийском крае установилась

←предыдущая  следующая→
1 2 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»