←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
или принуждающих осуществлять некоторые виды инвестиций, о предоставлении "национального режима" иностранным инвесторам, а также об отмене квот и других ограничений.
Субсидии: достигнута договоренность о повышении "предсказуемости" правил, регулирующих законное применение торговых субсидий, путем разделения всех субсидий на следующие три класса: запрещенные, дающие основание для принятия ответных мер, не дающие такого основания.
Демпинг: достигнута договоренность о разработке более подробных правил, устанавливающих временные ограничения на импорт для защиты внутренней промышленности от наплыва недобросовестно продаваемой импортной продукции (т.е. мер по защите внутренних производителей). Страны-члены ГАТТ договорились, что вводимые ими меры по защите внутренней экономики не будут действовать в течении 8 лет. Кроме того, они договорились о введении запрета на применение так называемых мер серой сферы, т.е. добровольных мер.
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ВТО
2.1. ИСТОРИЯ ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий.
ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г., а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в Марракеше, Марокко. "Марракешская Декларация" от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать "укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире". ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Для проведения многосторонних переговоров в рамках “Уругвайского раунда” была создана довольно сложная организационная структура в составе: специального органа – Комитета по надзору – призванного наблюдать за выполнением взятых участниками на себя обязательств не вводить новые торговые ограничения, противоречащие ГАТТ; 15 переговорных рабочих групп – по таможенным тарифам; по нетарифным мерам, по тропическим товарам; по продукции, производимой на базе природных ресурсов; по текстилю и одежде; по сельскохозяйственным товарам; по субсидиям и компенсационным мерам; по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, включая торговлю поддельными товарами; по защитным оговоркам; по функционированию системы ГАТТ; по соглашениям и договоренностям ММТП; по урегулированию споров; по торговле услугами.
В ходе работы официальных переговорных групп и многочисленных неофициальных рабочих групп были разработаны новые подходы к решению актуальных проблем современных мирохозяйственных связей.
Потенциально членами ВТО могут быть 152 страны и территории, из которых 76 являются членами ВТО с первого дня ее существования. Еще примерно 50 стран находятся на разных этапах ратификации документов, касающихся их участия в ВТО, а остальные государства ведут переговоры об условиях их присоединения к этой организации. [1, стр.143]
ВТО отличается от ГАТТ не только тем, что в ней представлено больше государств-членов, чем в ГАТТ (140), но и более широкими масштабами той коммерческой и торгово-политической деятельности, в которой она задействована. ГАТТ действовало исключительно в сфере торговли товарами; ВТО охватывает торговлю товарами, услугами и "идеями", то есть интеллектуальную собственность. ВТО располагается в Женеве, Швейцария. Основными функциями организации являются: обслуживать и реализовывать многосторонние торговые соглашения и соглашения с ограниченным кругом участников, которые все вместе и образуют ВТО; действовать в качестве форума для проведения международных торговых переговоров; содействовать урегулированию торговых споров; контролировать национальную торговую политику стран-членов; и сотрудничать с другими международными учреждениями, участвующим в формировании глобальной экономической политики.
2.2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВТО.
Правовой основой ВТО являются: Генеральное соглашение по тарифам и торговле-1994 (ГАТТ-1994) (General Agreement on Tariffs and Trade-1994), включающее ряд новых соглашений, договоренностей и решений, а также Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности - ТРИПС (Agreement on Trade-Related Aspects on Intellectual Property Rights — TRIP'S). Подробнее рассмотрим каждый из аспектов.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле в редакции 1994 года (General Agreement on Tariffs and Trade-1994).
1. Генеральное соглашение но тарифам к торговле — 1994 (ГАТТ-1994). В результате реализации всего комплекса соглашений и договоренностей "Уругвайского раунда” произошла существенная перестройка ГАТТ, в результате которой появился новый ГАТТ, получивший название “ГАТТ-1994”. Он состоит из прежнего соглашения и всех новых договоренностей. Так частично пересмотрены и усовершенствованы восемь статей ГАТТ.
Статья II.1 (в) — “Списки тарифных уступок”
Соглашение по внесению в национальные списки "иных пошлин и сборов", взимаемых в дополнение к "связанным" уровням тарифов и их фиксация на уровне. не выше уровня, существующего на момент подписания пакета “Уругвайского раунда”.
Статья XVII — “Государственные торговые предприятия ”
Соглашение по ужесточению контроля за их деятельностью путем применения более строгих процедур уведомления и пересмотра.
Статья XII и XVIII.B. — “Положения в отношении платежного баланса”. Соглашение по избежанию мер, ведущих к “искажению” торговли, в случае применения страной ограничений по соображениям платежного баланса, с предпочтением к принятию мер денежно-ценового характера (например, импортные депозиты, импортные дополнительные налоги), а не количественных ограничений. Соглашение рассматривает вопросы процедурного характера, консультаций в рамках Комитета ГАТТ, по ограничениям по причинам состояния платежного баланса, а также по процедурам уведомлений о таких ограничениях.
Статья XXIV — “Таможенные союзы и зоны свободной торговли” Соглашение, уточняющее и ужесточающее критерии и процедуры рассмотрения вопросов создания новых, либо расширения уже существующих таможенных союзов или ЗСТ, а также оценки их влияния на третьи страны. Соглашение уточняет:
• процедуры получения “компенсаций” третьими странами в том случае, если страны-участницы таможенного союза намерены поднять уровень “связанных” тарифов;
• обязательства договаривающихся сторон в отношении мер, предпринимаемых региональными или местными властями в рамках их таможенных территорий.
Статья XXV. 5 — “Вэйверы (отход от обязательств по соглашению)”
Соглашение по новым процедурам получения изъятий из сферы действия ГАТТ — “вэйверов”, необходимости установления предельного срока по использованию вэйвера (относится только к будущим случаям); фиксации предельных сроков использования действующих вэйверов.
Статья XXVIII — “Пересмотр списков тарифных уступок” Соглашение по процедурам переговоров по получению компенсаций в случае отзыва или пересмотра “связанного” уровня тарифов, включая введение нового переговорного права страны, для которой рассматриваемый товар составляет основную статью ее экспорта. Данные положения принимаются в целях облегчения участия развивающихся стран и малых по территории государств в переговорах.
Статья XXV — “Неприменение Генерального соглашения”
Соглашение, предоставляющее договаривающейся стороне Генерального Соглашения либо вновь вступающей стране отзывать положения о неприменении ГАТТ в отношении другой страны в случае начала тарифных переговоров друг с другом. [1, стр. 536-537]
Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС (General Agreement on Trade in Services)
Генеральное соглашение по торговле услугами — ГАТС (General Agreement on Trade in Services — GATS) является вторым главным приложением к Соглашению об образовании ВТО. Оно содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. Это Соглашение впервые создало механизм международной торговли услугами. До этого не было международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе “Уругвайского раунда” было достигнуто соглашение о честной, без дискриминации, торговле в сфере услуг. В него включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций. В сфере телекоммуникаций возникли острые противоречия между США и странами ЕС, которые осуществляют протекционизм в интересах своих производителей кино- и телепродукции. В результате стороны пришли к соглашению об исключении из текста Соглашения положения об экспорте кинофильмов и телепрограмм.
ГАТС состоит из трех основных блоков. В первом блоке излагаются взаимные обязательства
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|