Пример: Транспортная логистика
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Международные отношения /

Всемирная торговая организация

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Скачать реферат


не создала сбаланси­рованную и конкурентную экономику. Усиление роли стоимостных регуляторов сопровождалось заменой в крупных масштабах денежных расче­тов бартером, использованием различного рода суррогатов, расстройством механизма платежей. В результате уровни и пропорции внутренних цен остаются деформированными, не способными дать объективную картину денежного и то­варного оборота.

В то же время нельзя отрицать того, что ста­тус рыночной экономики важен для смягчения антидемпинговых процедур, применяемых против части российского экспорта. Тем более что такие процедуры носят универсальный характер и при­меняются также в отношении экспортеров из стран с развитой рыночной экономикой. Кроме того, очевидно, что демпинг (если он на самом деле имеет место) невыгоден прежде всего самой рос­сийской экономике. Российское государство боль­ше всех заинтересовано в приведении в действие реального механизма противодействия заниже­нию контрактных цен своими экспортерами в чи­сто прагматических (фискальных) целях.

Многие эксперты не сомневаются в том, что российской экономике больше подходит статус переходной. В соответствии с правилами ВТО, такой статус позволяет получить определенные уступки и временные льготы, необходимые для защиты российского рынка.

В целом присоединение к ВТО стратегически выгодно России. Это признается многими как внутри страны, так и за ее пределами. Другое дело — тактика отношений с этой организацией, сроки и условия присоединения. Здесь точки зрения не совпадают. Определенная часть спе­циалистов и представителей российского бизне­са считает, что РФ сейчас не готова к открытию своих рынков в соответствии с нормативами ВТО. Более того, существует мнение, что присоедине­ние к этой организации может окончательно по­дорвать российскую промышленность, еще боль­ше увеличить сырьевую составляющую экспорта, зависимость от внешних факторов. Предлагает­ся присоединять Россию к ВТО только после перехода ее экономики в фазу устойчивого рос­та, когда национальный бизнес будет готов про­тивостоять иностранной конкуренции.

Такое мнение возникло не на пустом месте. Нынешнее состояние основных секторов рос­сийской экономики диктует сохранение после присоединения к ВТО (по крайней мере, в тече­ние 3—5 лет) многих из тех тенденций, которые наблюдаются в последние годы. Во внешней торговле — это опора на экспорт энергоноси­телей, который будет осуществляться практи­чески в том же режиме, что и сейчас. (Сегодня никаких ограничений на импорт энергоресур­сов в мире нет.) Кроме того, даже если Россия получит рыночный статус, экспорт российских металлов в США все равно может стать предметом антидемпин­говых разбира­тельств. Что же касается увели­чения поставок за рубеж обору­дования и другой продукции обра­батывающих от­раслей, то перс­пективы таких российских това­ров на междуна­родных рынках из-за их низкой конкурентоспо­собности в сред­несрочной перс­пективе невелики.

Основными векторами внешнеэкономической политики России в последние годы были либера­лизация экспортно-импортных и валютных опера­ций, тесное сотрудничество с международными экономическими организациями, преимуществен­ная ориентация экономических связей на Евро­пейский союз, Однако, несмотря на предприня­тые усилия, стартовые условия для интегрирования РФ в глобальную экономику ос­таются крайне неблагоприятными. Попытки интеграции в мировое хозяйство выявили ограничен­ность возможностей хозяйственного комплекса России, его неспособность приспособиться к новым тенденциям. Причины этого не только в том, что за 90-е годы вдвое сократился объем произ­водства, упал жизненный уровень, снизились эффективность экономики и конкурентоспособ­ность продукции. Сложившаяся структура внешнеэкономических связей не создает основы для долговременной экономической кооперации. Крайне низок объем западных инвестиций в экономи­ку страны, и, следовательно, у иностранных ин­весторов нет долгосрочной заинтересованности в экономической и политической стабильности в России. Тем более что, будучи отягощенной зна­чительным внешним долгом, она сама продолжает активно финансировать заграницу (утечка рос­сийского капитала оценивается в 10% ВВП).

Кроме того, российские планы, связанные с ВТО, встретили противодействие со стороны ЕС и США, заинтересованных прежде всего в облегче­нии доступа своих товаров на российский рынок.

Еще один барьер—отсутствие у России па­кета законодательных актов по ВТО. Местная политическая элита заявляет, что такое законо­дательство будет создано тогда, когда это не будет противоречить национальным экономичес­ким интересам. Отсрочка объясняется тем, что без ясного представления об объеме взаимных уступок при присоединении к ВТО Россия не рискует открывать свой национальный рынок. В результате активный диалог с ЕС и США затор­мозился. (Это, впрочем, не помешало достигнуть определенного прогресса в переговорном процессе по доступу на рынок услуг.)

Вступление в ВТО потребует общего оздо­ровления внешнеэкономической деятельности, что будет только способствовать улучшению имиджа России. Решение этой задачи потребует применения комплекса мер, среди которых на­зываются следующие:

• создание механизма эффективного конт­роля и участия государства в ценообразовании естественных монополий;

• обеспечение "прозрачности" естественных монополий, их тарифной политики и финансовых потоков;

• повышение эффективности контроля за эк­спортом энергоносителей и металлов, в том чис­ле, возможно, и через обязательное осуществление внешних расчетов по этим товарам через банки с государственным участием;

• создание механизма противодействия за­нижению экспортных цен российскими экспор­терами, в том числе - через восстановление государственного мониторинга внешнеторговых цен, их сопоставление с издержками и ценами конкурентов (это может облегчить переговоры с ВТО по антидемпинговым процедурам для рос­сийского экспорта).

Существенную роль в отстаивании интере­сов российских производителей товаров и услуг могут сыграть также правила и кодексы поведе­ния отраслевых союзов и профессиональных ассоциаций, что справедливо и для Беларуси.

Участие в ВТО вполне совместимо с усилением наступательного, по-деловому агрессивного харак­тера национальной торговой политики, более жест­ким отстаиванием интересов отечественного биз­неса как на внешних, так и на внутреннем рынке. По мнению россиян, в определенных случаях мож­но пойти и на введение ответных торговых санкций, разумеется, с учетом их последствий. Но для про­ведения такой политики необходима, в частности, диверсифицированная система импортных тарифов. Без этого невозможно будет ни предоставлять взаимные уступки партнерам по ВТО, ни вводить от­ветные ограничительные меры. [5, стр.3]

Ведущие страны-члены ВТО заинтересованы в принятии России в свой круг, поскольку это облегчит доступ их предприятиям на рынок РФ и к ее природным ресурсам. При этом они стре­мятся добиться от России максимальных усту­пок по открытию ее внутреннего рынка и воз­можно более полному устранению дискриминации действующих на нем иностранных компаний.

Требования, предъявляемые к России, сво­дятся в основном к:

• снижению или полной отмене пошлин на ряд товаров;

• допуску иностранных компаний на рынок услуги к конкурсам на проведение государствен­ных закупок;

• отказу государства от финансовой поддер­жки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграр­ного комплекса;

• сокращению субсидирования отдельных отраслей;

• отказу от экспортных пошлин;

• упрощению норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле.

Один из ключевых вопросов при подготовке к вступлению в ВТО—организация сбора и ана­лиза статистической и иной информации о со­стоянии рынков отдельных товаров и услуг в РФ, а также ситуации на мировых товарных рын­ках, соблюдении нормативов ВТО в других стра­нах-участницах этой организации. Такая инфор­мация должна быть доступна в полном объеме не только для правительства, но и для предприятий и общественности, причем — на максимально льготных условиях. Получить преимущества от участия в ВТО можно, лишь располагая всем комплексом данных. Правительству это позво­лит заранее готовиться к потенциальным угро­зам и вовремя принимать адекватные меры, а отдельным предприятиям - лучше разбираться в том, какие возможности предоставляются им в рамках ВТО для отстаивания своих интересов.

Особую актуальность приобретает восстанов­ление практики системного долгосрочного ком­плексного прогнозирования национальной эко­номики. Требуется единая система постоянного мониторинга и периодической корректировки от­раслевых и 'макроэкономических прогнозов с привлечением ведущих специалистов различных областей. Такой системный долгосрочный про­гноз особенно важен при переходе российской экономики на новый режим функционирования в связи с вступлением в ВТО. [5, стр.3]

3.2. БЕЛАРУСЬ И ВТО

Экономика Республики Беларусь является исключительно открытой. Достаточно сказать, что объем внешнеторгового оборота в 1998 г. превышал ВВП почти в 1,2 раза. Поэтому внешнеэкономическая политика - одно из основных направлений системы государственного управления экономикой и предусматривает постоянное совершенствование ме­тодов регулирования внешнеторговых связей. Важнейшей задачей внешнеэкономичес­кой деятельности государства на современном этапе является вхождение Республики Бела­русь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Ее реализации дол­жно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в междуна­родных экономических и финансовых органи­зациях. Это предопределяет необходимость вступления страны во Всемирную

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 



Copyright © 2005—2007 «Mark5»